Русский Анджоман
http://blagoverie.org/anjoman/media/jamsid.phtml
18 ноября 2018,    03.09.3756 ЗЭ

Интервью Джамшида Зартошти

21 марта, в день весеннего равноденствия, зороастрийцы празднуют Новый год. Этот праздник носит название "Ноуруз". Сегодня наступил 3740 год от провозглашения религии Заратуштрой. Предание говорит о том, что впервые празднование Ноуруза было учреждено еще до Заратуштры, Шахом Джамшидом. Я поздравляю всех зороастрийцев с этим праздником и предлагаю вашему вниманию интервью с Джамшидом Зартошти (Юрием Лукашевичем), создателем и администратором проекта "Авеста".

 

Пожалуйста, расскажите немного о себе. Где Вы живете, чем занимаетесь?

Родился 19.04.1977 в городе Минске (Беларусь), где и живу по сей день. В 1997 году окончил Белорусский государственный экономический университет, имею степень бакалавра экономики.

Другая сфера моей деятельности связана с моей религией — зороастризмом. Я являюсь членом Зороастрийского Сообщества Швеции, членом Всемирной Зороастрийской Организации, создателем и администратором проекта русскоязычного зороастрийского сайта "Авеста", работаю над переводами Авесты, среднеперсидских текстов и различного рода статей, посвященных зороастризму, на русский язык, а также веду переписку от имени зороастрийского сообщества Беларуси.

 

Значит, зороастрийцы есть и в Беларуси? Мне почему-то казалось, что зороастризм — это прежде всего этническая религия...

 

Да, зороастрийцы есть и в Беларуси. Давайте сразу же развеем одно из заблуждений относительно зороастризма. Несмотря на то, что зороастризм являлся традиционной религией в Персии, это мировая религия, в ней не существует принципа генотеизма. Ярким свидетельством ошибочности подобного мнения относительно зороастризма является то, что в очень многих молитвах в заключительных строках мы произносим слова "Да будет свет маздаяснийской, зороастрийской религии распространен по всем областям земли!" И этими строками мы подтверждаем, что мы не ставим географических, этнических и иных барьеров для разума и веры. Именно о свободе выбора своего пути говорит и Пророк Ашо Заратуштра в своих Гатах — Божественных Гимнах:

"С тех пор, о Мазда (Владыка Мудрости и Жизни), от самого начала, когда создал Ты душу и тело, силу ума и знания, с тех пор, как вдохнул Ты жизнь в тело и даровал человечеству силу действовать, говорить и направлять, желаешь Ты, чтобы каждый свободно избрал свою собственную веру и путь! Потому каждый да возвестит свою веру — как произносящий ложь, так и произносящий истину, как просвещенный, так и непросвещенный, и где бы ни существовало сомнение, Армайти (вера и благочестие) придет к душе для водительства!" (Ясна 31.11-12).

В одной из книг Авесты, "Ваэтха Наске", также сказано о том, что любой человек, даже иной расы, иной веры, может принять зороастрийскую религию, если он желает этого, и такой человек должен быть полноправным членом зороастрийского сообщества.

Для того, чтобы быть христианином, не нужно родиться в Израиле. Для того, чтобы быть мусульманином, не нужно родиться в Мекке. Равно и зороастриец не обязательно должен быть иранцем, хотя каждый из нас с несомненно глубочайшим почтением относится к многовековой истории зороастрийского Ирана, который дал миру величайшую религию.

Представление о том, что для того, чтобы быть зороастрийцем, нужно быть иранцем или парсом (парсы — выходцы из Ирана, ныне живущие в Индии) и родиться в зороастрийской семье, тем не менее, действительно существует. Однако следует учитывать, что это обусловлено исключительно политическими причинами. Зороастрийцы и в Иране, и в Индии уже многие столетия не обладают свободой распространять свою религию в том обществе, в котором живут. Но, хотя множество преград все еще остается, разумные люди способны отличить политические мотивы от религиозных. Подавляющее большинство зороастрийцев считает, что религия несомненно должна быть открыта для всех. Множество людей по всему миру, разных национальностей, исповедуют зороастризм.

 

Термин "мировая" в данном случае будет говорить нам о "наднациональности" зороастризма. Поскольку, если говорить о количестве верующих в зорооастризме, то вряд ли мы можем говорить о "мировой" религии. Вы согласитесь со мной? Каково число зороастрийцев в современном мире?

 

Зороастризм действительно наднационален, и термин "мировая религия" для нас вопрос не количества, но вопрос принципа (тем более, количество — вещь переменчивая). Мне не известно, к примеру, о синтоистах вне Японии или об иудаизме среди не-евреев. А зороастризм распространен сейчас по всему миру.

Зороастрийские организации существуют в Иране, Индии, Австралии, Беларуси, России, Таджикистане, Узбекистане, Швеции, Германии, Австрии, Англии, Канаде, США и многих других странах. И в их составе далеко не только иранцы или парсы.

Зороастризм, конечно, видел и лучшие времена, времена своего расцвета. Сегодня зороастриец в Иране не может занимать должность на государственной службе, имеется ряд других социальных ограничений. Массовое уничтожение верующих и священнослужителей на протяжении сотен лет отнюдь не способствует увеличению числа верующих. Что касается сегодняшней численности... Точная статистика вызывает большие затруднения. "Официальная статистика" сильно отличается от "неофициальной". Согласно разным источникам, сегодня в мире живет от 200,000 до 2,500,000 зороастрийцев.

 

А какова численность сообщества зороастрийцев в Беларуси?

 

Прошедших Сэдрэ-Пуши (церемонию принятия в религию) в Беларуси пока мало, всего шесть человек, но еще около тридцати человек, не являясь зороастрийцами формально (не проходив церемонию), с большой любовью изучают зороастрийскую традицию, и многие из них приняли религию для себя в душе. Я надеюсь, что в ближайшем будущем они также увеличат численность нашего сообщества. Конечно, это очень малое количество, но и численность зороастрийцев в мире сегодня не так велика. К тому же надо заметить, что миссионерство как таковое чуждо зороастризму, и можно определенно сказать, что те, кто избирает сейчас своим принципом жизни следование словам Ашо Заратуштры, делает это сознательно, с полным пониманием, и после должных духовных поисков. Что является лучшим для сообщества — один человек, сделавший сознательный выбор своей веры, или же десять, принявших ее слепо как догму?

Тем не менее, несмотря на нашу небольшую численность сегодня, мы с оптимизмом смотрим в будущее. За два с половиной года существования сайта число посещений на нашем счетчике превысило 14000. Я получаю множество писем из разных городов СНГ. Сегодня, помимо Беларуси, существуют группы зороастрийцев в России, Таджикистане, Узбекистане и других республиках. И число зороастрийцев увеличивается достаточно большими темпами. Люди, живущие в XXI веке, хотят свободно выбирать свой путь, пользоваться своим разумом, а не следовать исключительно спущенной сверху догме, и для меня это свидетельство того, что зороастризм — не религия прошлого. Это религия прошлого, настоящего и будущего!

 

Чем был обусловлен Ваш выбор принятия зороастризма, а не какой-нибудь другой религии? В Вашей семье были зороастрийцы? :)

 

Мои родители не являются зороастрийцами, однако не принадлежат и к другим конфессиям. Для нашей страны это довольно типичное явление — мы все в определенной степени "продукты" советской атеистической системы. Многие верят в Бога по-своему, но они просто "не привыкли" принадлежать к какой-то конфессии. С другой стороны, это положение вещей в определенной степени дало мне возможность свободно выбрать для себя ту религию, которая мне ближе.

Почему зороастризм, а не какая-то другая религия? Прежде всего, потому что я увидел в нем религию, которая признает мое право быть Человеком. Мудрым и сильным союзником Бога, а не его рабом. Религию, признающую высшую ценность разума, мудрости, знаний. Религию, которая явилась первой монотеистической религией, из которой черпали свои знания многие другие. Религию, которая ответила мне на вопрос, почему мы сталкиваемся со злом в этом мире, в котором мы живем, и какое поведение человека, соприкоснувшегося с этим злом, будет лучшим для него и для мира. Религию, которая сказала мне о величии роли человека в деле укрепления и развития мира. Этот перечень можно продолжать очень долго — чем больше я узнавал о Зартошти Дин (зороастрийской религии), тем больше я проникался уважением и любовью к ней.

Возможно, я не слишком хорошо знаком с христианством, исламом и другими религиями, но на те вопросы, которые я задавал себе, зороастризм ответил мне гораздо ближе, глубже и понятнее, нежели другие. Тем не менее, я, как и мои единоверцы, несомненно, признаю ценность и благую роль других религий также.

 

Почему же ближе оказался Восток?

 

Все мировые религии появились на свет на Востоке! И зороастризм, и христианство, и ислам, и буддизм, и индуизм... О причинах этого написано немало, и можно говорить далее. Если же отвечать на вопрос, почему среди всех восточных религий ближе оказался именно зороастризм — частично я уже попытался ответить на этот вопрос. Он явился для меня наиболее прямой, честной, логичной и последовательной религией из всех, с которыми я был знаком в той или иной мере.

 

В таком случае, я хотела бы спросить Вас: как именно произошло Ваше первое знакомство с зороастризмом?

 

Собственно, изучая в библиотеке книги о различных религиях мира, мне на глаза попалась книга замечательного исследователя и прекрасного человека Мэри Бойс "Зороастрийцы. Верования и обычаи". Для меня эта книга открыла целый мир. А дальше было изучение литературы (того немногого, что имелось на русском языке), с появлением интернета — активная переписка и изучение имеющихся материалов, заочное и очное знакомство с зороастрийцами во всем мире...

 

Когда Вы приняли веру?

 

Наверное, время принятия веры нельзя определить точно, поскольку существует внутренняя и внешняя стороны этого. Внутренняя — осознание того, что эта религия — твоя религия, что ты живешь согласно ее принципам и что она стала чем-то гораздо большим, чем просто предметом изучения; что она стала твоей жизнью. Мое первое знакомство с зороастризмом произошло в 1993 году, а когда я осознал себя зороастрийцем... Пожалуй, где-то году к 1997 (мне было тогда двадцать лет).

Что касается принятия в религию как ритуала, существующего в каждой традиции, то ритуал Сэдрэ-Пуши я прошел не так давно — в декабре 2001 года. К сожалению, раньше это было невозможно, поскольку иранские и индийские зороастрийские Мобеды (священнослужители) редко принимают в сообщество людей, не рожденных в зороастрийских семьях. Как я уже говорил, это обусловлено исключительно политическими причинами, поскольку в Иране, к примеру, это карается смертной казнью как для Мобеда, так и для принявшего зороастризм. К счастью, времена меняются, и благодаря тому, что в Европе намного более либеральные порядки, а также благодаря прекрасным контактам с нашим дорогим Мобедом Камраном Джамшиди из Всемирного Зороастрийского Сообщества, наше желание смогло обрести свое воплощение.

 

Это произошло совсем недавно... Что для Вас означает этот шаг? Ощутили ли Вы какие-нибудь изменения в своей жизни?

 

Шаг очень важный для меня, хотя пришел я к нему намного раньше, чем это стало возможным. В целом, конечно, не священный пояс Кушти делает человека зороастрийцем, а его мысли, слова и дела, но невозможно передать словами те чувства, которые ты испытываешь, повязывая сам пояс...

Изменения — да, конечно. Не с момента повязывания пояса, а раньше, до этого. Какие изменения? Осознание себя и своего места и цели в жизни. Уверенность и спокойствие, благодаря духовному водительству нашего Создателя Ахура Мазды. Возможность постигать причины событий и их развитие. Многое другое, что, безусловно, будет отличать человека верующего. Но снова повторюсь, в зороастрийскую религию человек приходит сознательно, это главный принцип (у нас церемония принятия в религию традиционно проводится в возрасте пятнадцати лет или позже).

Ритуал принятия в религию мы называем Сэдрэ-Пуши ("Облачение в священную рубашку Сэдрэ"). Во время него человек впервые одевает священную рубашку Сэдрэ и пояс Кушти — отличительные знаки нашей религии. По-другому этот ритуал именуется "Навджот", что означает "Новое рождение". Многие из рожденных не в зороастрийских семьях также берут себе зороастрийские имена (хоть это и не является обязательным — все зависит от желания человека). Сам ритуал Сэдрэ-Пуши — это фиксация, закрепление "де-юре" того, что должно быть к этому времени "де-факто" сформировано в сознании человека.

 

Имя "Джамшид" — это имя "нового" человека? Что оно означает?

 

Джамшид — мое имя после Сэдрэ-Пуши. Оно происходит от авестийского "Йима Хшаета" — "Йима Сияющий". Это имя одного из великих Шахов (Царей) древней, еще до-зороастрийской династии Парадата, который правил 600 лет и во время правления которого люди не знали ни болезней, ни горестей, ни смерти, оставаясь вечно молодыми. О нем написано в священной книге зороастрийцев "Авеста", среднеперсидских текстах, а также в великой поэме Фирдоуси "Шахнамэ".

 

Как происходит обряд посвящения?

 

Об обряде посвящения можно рассказывать долго, я попробую лишь вкратце описать его. Сама церемония заключается в облачении в священную рубашку Сэдрэ и опоясывании священным поясом Кушти. До начала церемонии помещение тщательно убирается, пол застилается чистой белой тканью. Каждый совершает омовение, дабы быть чистым телесно при столь важном событии. В комнате, где поводится Сэдрэ-Пуши (или Навджот, как он называется у парсов — индийских зороастрийцев), должен быть зажжен огонь. Также там находится портрет Ашо Заратуштры, подносы с рубашками и поясами, цветы, фрукты, благовония.

После омовения проходящие Сэдрэ-Пуши надевают священную рубашку и, особым образом держа пояс Кушти, читают молитву "Фраваране" — "Провозглашение Веры", то есть провозглашают себя зороастрийцами, следующими благой мысли, благому слову и благому делу. В ходе молитвы пояс должен быть обернут вокруг талии три раза и завязан четырьмя узлами.

Более подробное описание самой церемонии и символики Сэдрэ-Кушти заняло бы много страниц, но вся эта информация доступна непосредственно на сайте — см. статью Дж. Моди "Церемония Навджот у парсов".

 

А меняется ли внешняя жизнь зороастрийца после обряда посвящения? Может быть, появляется какой-то особый распорядок дня, обязательные молитвы и т.п.?..

 

Омовение лица, рук и ног и повязывание пояса Кушти как декларация приверженности Доброй Религии, с произнесением особой молитвы "Ниранг-и кусти бастан" производится согласно традиции пять раз в день, согласно временному делению суток на пять частей (от восхода до полудня, от полудня до середины дня, от середины дня до заката, от заката до полуночи и от полуночи до восхода). На практике пояс перевязывается обычно трижды в день или реже — в зависимости от обстоятельств. Существует, разумеется, и особый порядок молитв в течение дня, и особые богослужения для тех или иных дней, праздников, временных периодов, о символике и содержании которых можно говорить много, но этим мы рискуем несколько утомить наших читателей, углубляясь в вопросы ритуальной части религии. Тем более, что информация об этих вопросах также доступна на сайте.

Нужно сказать, что ритуальной части особенно пристальное внимание уделяет парсийская (индийская) ветвь зороастризма. Иранская ветвь обращает больше внимания на содержательную сторону, саму суть, принцип учения. Поэтому для многих зороастрийцев количество раз повязывания Кушти или число произнесения той или иной молитвы, порядок их произнесения не является определяющим.

 

Как зороастрийцы относятся к проповеди? Есть ли в зороастризме понятие "проповеди"?

 

"Мудрый, что распространяет истинную религию и знакомит людей со святым откровением моим, что ведет их к совершенству и бессмертию, насладится величайшим счастьем! И, несомненно, насладится он властью Ахуры (Владыки Мудрости и Жизни), что умножается чистым разумом!" (Гаты Заратуштры — Ясна 31.6).

"Да внемлют люди, о Владыка Жизни, мудрому человеку, чье учение благотворно и согревает душу, и да будут вершить они деяния жизни согласно этому учению! Да услышат они человека, что способен распространить религию истины и обладает красноречием!" (Гаты Заратуштры — Ясна 31.19).

Зороастрийцы всегда рассказывают о своей религии, об учении, принесенном Ашо Заратуштрой, о принципах и законах Доброй Религии. Но, в отличие от некоторых других религий, мы ставим главной задачей понимание сущности человеком, использование им своего разума и его свободный выбор в мыслях, словах и делах. Если человек способен жить в мире, руководствуясь своим чистым разумом (Воху Мана) и совершенствуя себя и мир, в котором он живет — тогда "проповедь" учения Заратуштры достигла цели. А простое принятие проповеди в виде "это можно делать, а это — нельзя" не имеет для зороастрийцев глубокого смысла, хотя формально может полностью внешне соответствовать принятым моральным нормам.

 

Каково влияние зороастризма на Западную культуру? Что Вы думаете по этому поводу? И... как Вы относитесь к Ницше?

 

Я предполагал, что вы зададите этот вопрос. Да, действительно, у многих имя Заратуштры ассоциируется прежде всего с книгой Ф. Ницше "Так говорил Заратустра". Но следует познакомиться и с автобиографией Ницше "Ecce Homo" и прочитать написанный им же комментарий к своей книге: "Никто не задал мне вопрос, а его следовало бы задать, что означает имя Заратустры именно в моих устах, в устах первого имморалиста: ибо как раз то, благодаря чему этот перс занимает столь исключительное положение в истории, прямо противоположно моим воззрениям. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла тот главный рычаг, управляющий движением вещей <...> Заратустра первым создал это роковое заблуждение, мораль, следовательно, он должен быть первым, кто познал его. Не только потому, что его опыт шире и многообразнее, чем у любого другого мыслителя, <...> гораздо важнее то, что Заратуштра правдивее их всех...".

Ницше не был зороастрийцем. Более того, его Заратустра тоже не был Пророком, принесшим людям Благую Веру! Зороастризму чужды понятие "сверхчеловека", анархический лозунг "Бог умер", и уж тем более отрицание нравственности и морали. Ницше — это зороастризм, вывернутый наизнанку. Точно так же, как были вывернуты наизнанку фашистами понятия "арья" и древнее солярное изображение свастики...

Зороастризм как самая древняя монотеистическая религия оказал влияние на религиозную доктрину многих религий, и тем самым опосредованно воздействует и на западную культуру также. Что касается непосредственного воздействия — здесь влияние зороастризма проследить достаточно сложно. Это связано в первую очередь с тем, что активного прозелитизма в зороастризме не существует, а сама Авеста, несмотря на свою многотысячелетнюю историю, попала к западным ученым лишь в середине XVIII века. Тем не менее, кто знает, какими были бы люди запада и люди востока, если бы не Заратуштра. Не тот, образ которого создал Ницше, а тот истинный Заратуштра, который родился около четырех тысяч лет назад.

 

Спасибо Вам. Мне также хотелось бы задать несколько вопросов о Вашем проекте. Когда возникла идея создать сайт? Кто является создателем сайта?

 

Идея создания сайта возникла в 1999 году. Следует сказать, что в интернете существует множество замечательных зороастрийских сайтов на английском и на персидском языке, но русскоязычному интернету, увы, таким изобилием гордиться не приходится. Конечно, численность зороастрийцев на постсоветском пространстве не слишком велика, однако тому, кто желал бы более близко познакомиться с нашей религией, до последнего времени было практически невозможно найти нужную информацию на русском языке. Вся информация о религии сводилась к коротким статьям ученых в духе осовремененного "научного атеизма" — а это все равно что пытаться постигнуть суть христианства, опираясь не на Библию и труды христианских богословов, а на сочинения большевиков-революционеров. Именно этот информационный вакуум и стал движущей причиной создания зороастрийского сайта. И то, что с середины 1999 года сайт посетило около 14000 человек, а также те письма, которые я получаю ежедневно, говорят о том, что мы постепенно избавляемся от представления о зороастризме в общественном сознании как "исчезнувшей религии скотоводов-огнепоклонников".

В настоящее время на сайте открыты такие разделы, как "Авеста" (священное писание зороастризма — молитвы на авестийском языке и их переводы на русский), "Пехлеви" (переводы среднеперсидских текстов), "Статьи", "Произведения", "Книги", "Календарь", "Библиография", "Форум", "Рассылки" и другие.

Создателем сайта изначально являлся собственно я. Сейчас я являюсь его администратором, а над материалами, помимо меня, работает около десяти человек, которым я очень благодарен за помощь. Это Дина Витчинкина, Маргарита Мейтарчиян, Светлана Каменева, Алексей Пастухов, Фаррух Исфандзаде, а также многие другие. Естественно, проект абсолютно некоммерческий, реклама также не показывается (мне всегда казалось, что это неуместно на религиозном сайте), и все работают совершенно бескорыстно, благодаря своему энтузиазму.

 

Все они зороастрийцы?

 

Нет, не обязательно. Есть и зороастрийцы, и не проходившие Навджот, но избравшие для себя религию Заратуштры, и ученые (например, Маргарита Борисовна Мейтарчиян).

 

Как выглядит Ваша рассылка "Новости сайта avesta.org.ru" и как на нее подписаться?

 

Рассылка организована не так давно и в настоящее время производится "своими силами". Возможно, в дальнейшем мы воспользуемся услугами одного из популярных серверов рассылок, однако пока в этом нет большой необходимости. Периодичность — в среднем один раз в неделю, хотя все зависит от надобности — от того, как часто обновляются материалы на сайте, от того, происходят ли значимые события в мировом зороастрийском сообществе... Примерно через полгода мы увеличим периодичность рассылки, добавляя в каждый выпуск одну из строф Гат (Божественных Гимнов) Пророка Заратуштры.

Сама рассылка выглядит весьма лаконично, рассказывая непосредственно о новых материалах и происходящих событиях. Формат рассылки — текстовый; реклама, как и на самом сайте, полностью отсутствует. А подписаться очень просто: посетить главную страницу www.avesta.org.ru и ввести адрес e-mail в размещенную там форму. Для отписки от рассылки необходимо сделать то же самое, только выбрать в меню пункт "отказаться".

 

Есть ли у Вашего сообщества контакты с верующими других религий?

 

Достаточно ярким примером последних дней является Молитва о мире представителей 12 религий в Ассизи (Италия), проведенная по инициативе Папы Иоанна Павла II. В числе религий, представители которых приняли участие в этом мероприятии, вы можете увидеть и зороастризм (краткий отчет об этом можно найти на нашем сайте). И наше сообщество — как в целом Zoroastrian Community, так и мы в Беларуси — готовы сотрудничать с другими религиями и вести культурный диалог.

 

Спасибо Вам за Ваши ответы. Мой последний, "традиционный" вопрос: Ваши пожелания подписчикам рассылки "Введение в религиоведение".

 

Быть разумными, мыслящими людьми, стараться всегда за формой постигать суть. Используя свой разум, уметь различать благо и зло и следовать триединому принципу "Благие Мысли — Благие Слова — Благие Дела". Чувствовать себя свободными людьми, несущими ответственность за тот мир, в котором мы все живем, и несмотря на все сложности и проблемы уметь радоваться жизни. Пусть будет со всеми благословение Создателя Ахура Мазды, пусть он всегда будет в разуме и сердце каждого человека. Пусть добра в вашей жизни будет больше. Счастья, мира и добра всем!