Русский Анджоман
http://blagoverie.org/avesta/yasna/ha19.phtml
29 марта 2024,    09.01.3762 ЗЭ

Хаити 19

Баган-яшт (Толкование Ахуна Ваирьи)

Глава представляет собой толкование величайшей маздаяснийской молитвы - Ахуна Ваирьи.

Жирным шрифтом отмечены цитаты из этой молитвы или аллюзии на ее текст.

 

Стихи 1-2

,(`,TOz)
`,m&dzam ,mvruha ,OrtSuqaraz ,Tasvrvp 1
,Oyniam ,adzam-aruha 
,m&naqEag ,vratAd ,atSinVps 
`,muACa ,m&nitiawtsa 
,OcoawArf ,Em ,TaY ,adzam-aruha ,sA ,OcaW ,Tawa ,Tic

,arap ,m&rawru ,arap ,m&g ,arap ,m&z ,arap ,mvpA ,arap ,mvmsa ,arap 2
,acSiAwEad ,arap ,mvnawaCa ,mvran ,arap ,mvrqup ,ldzam ,eharuha ,mvrtA
,uhoW ,apsIW ,arap ,mvtNawtsa ,mUha ,mvpsIW ,arap ,acSiAyKam ,SiArtsfarx
.,arqicaCa ,atADadzam

(zOT,)
1 pvrvsaT zaraquStrO ahurvm mazd&m,
ahura-mazda mainyO
spVniSta dAtarv gaEqan&m
astwaitin&m aCAum,
ciT awaT WacO As ahura-mazda YaT mE frAwaocO

2 para asmvm para Apvm para z&m para g&m para urwar&m para
Atrvm ahurahe mazdl puqrvm para narvm aCawanvm para daEwAiSca xrafstrAiS maKyAiSca para WIspvm ahUm astwaNtvm para WIspa Wohu mazdaDAta aCaciqra.

 

Спросил Заратуштра Ахура Мазду: Ахура Мазда, Дух Святейший, Создатель живых творений плотских, Праведный! Что то было за слово, о Ахура Мазда, что Ты мне промолвил прежде неба, прежде воды, прежде земли, прежде коровы, прежде растений, прежде Огня, Ахура Мазды сына, прежде мужа праведного, прежде лютых дэвов и смертных, прежде всего мира плотского, прежде всего благого, созданного Маздой от семени Аши?

 

Стихи 3-4

`,ldzam ,Oruha ,Toarm ,TaA 3
,mvcoawArf ,Et ,TaY ,artSuqaraz ,amatips ,eheyriaW ,ehanuha ,sA ,aCEa ,aGab

,arap ,m&rawru ,arap ,m&g ,arap ,m&z ,arap ,mvpA ,arap ,mvmsa ,arap 4
,acSiAwEad ,arap ,mvnawaCa ,mvran ,arap ,mvrqup ,ldzam ,eharuha ,mvrtA
,uhoW ,apsIW ,arap ,mvtNawtsa ,mUha ,mvpsIW ,arap ,acSiAyKam ,SiArtsfarx
,.,arqicaCa ,atADadzam

 

3 AaT mraoT ahurO mazdl,
baGa aECa As ahunahe Wairyehe spitama zaraquStra YaT tE frAwaocvm

4 para asmvm para Apvm para z&m para g&m para urwar&m para
Atrvm ahurahe mazdl puqrvm para narvm aCawanvm para daEwAiSca xrafstrAiS maKyAiSca para WIspvm ahUm astwaNtvm para WIspa Wohu mazdaDAta aCaciqra.

 

И сказал Ахура Мазда: Это была отдельная молитва Ахуна Ваирьи, о Спитама Заратуштра, которую Я тебе промолвил прежде неба, прежде воды, прежде земли, прежде коровы, прежде растений, прежде Огня, Ахура Мазды сына, прежде мужа праведного, прежде лютых дэвов и смертных, прежде всего мира плотского, прежде всего благого, созданного Маздой от семени Аши.

 

Стих 5


,aDxUypana ,artSuqaraz ,amatips ,eheyriaW ,ehanuha ,aGab ,Em-Ah 5
,m&naqAg ,m&Bqar ,m&CEayna ,itiap ,mvtas ,anmayawArs ,atUCipana
`,m&nanmayawArs ,m&natUCipana ,m&naDxUypana
.,Owatar ,Eyna ,itiap ,asad ,anmayawArs ,atUCipia ,aDxUypia ,TaA

 

5 hA-mE baGa ahunahe Wairyehe spitama zaraquStra anapyUxDa
anapiCUta srAwayamna satvm paiti anyaEC&m raqB&m gAqan&m anapyUxDan&m anapiCUtan&m srAwayamnan&m,
AaT aipyUxDa aipiCUta srAwayamna dasa paiti anyE ratawO.

 

Эта моя отдельная молитва Ахуна Ваирьи, о Спитама Заратуштра, без сбивок и оплошностей читаемая, (стоит) сотни иных урочных песен, без сбивок и оплошностей читаемых. А читаемая со сбивками и оплошностями — десяти иных урочных (песен).

 

Стих 6

,m&Gab ,artSuqaraz ,amatips ,itNiawtsa ,TaY ,OwhMa ,imhatEa ,Em ,acsaY 6
,OyajNvrd ,AW-Arf ,TAyajNvrd ,Onam ,AW-Arf ,TAram ,eheyriaW ,ehanuha
,Eh ,TicmUtvrvp ,Orat ,TicSIrq ,etiAzaY ,OyawArs ,AW-Arf ,TAyawArs
,TAtSihaW ,A ,ldzam ,Oruha ,OY ,mvza ,ineyarAparf ,mUha ,mvtSihaW ,mvnAwru
.,OybVcoar ,OybiEatSihaW ,A ,TACa ,TAtSihaW ,A ,ToahMa

 

6 Yasca mE aEtahmi aMhwO YaT astwaiNti spitama zaraquStra baG&m
ahunahe Wairyehe marAT frA-WA manO drvNjayAT frA-WA drvNjayO srAwayAT frA-WA srAwayO YazAite qrISciT tarO pvrvtUmciT hE urwAnvm WahiStvm ahUm frapArayeni azvm YO ahurO mazdl A WahiStAT aMhaoT A WahiStAT aCAT A WahiStaEibyO raocVbyO.

 

И тот, кто в этом мире плотском, о Спитама Заратуштра, отдельную молитву Ахуна Ваирьи помянет, или мысленно произнесет, или произнеся пропоет, или пропев совершит почитание – трижды через Мост Я, Ахура Мазда, его душу перенесу в Наилучший Мир – к Наилучшему Миру, к Наилучшей Аше, к Наилучшим Сияниям.

 

Стих 7

,m&Gab ,artSuqaraz ,amatips ,itNiawtsa ,TaY ,OwhMa ,imhatEa ,Em ,acsaY 7
,AW ,TaY ,mvmEan ,AW ,TaY ,eteyaDoarapa ,OyajNvrd ,eheyriaW ,ehanuha
,OY ,mvza ,awanat ,mid-iriap ,muhMatMap ,AW ,TaY ,muCurqac ,AW ,TaY ,muCirq
`,ToahMa ,TAtSihaW ,acah ,mvnAwru ,ldzam ,Oruha
`,lz ,mI ,aqaY ,ayunat-iriap ,acsaqarf ,acsaz&b ,aytiawawa
.,Ticsaqarf ,itiawaY ,Oz&b ,itiawa ,lz ,mI ,acitsa

 

7 Yasca mE aEtahmi aMhwO YaT astwaiNti spitama zaraquStra baG&m
ahunahe Wairyehe drvNjayO aparaoDayete YaT WA naEmvm YaT WA qriCum YaT WA caqruCum YaT WA paMtaMhum pairi-dim tanawa azvm YO ahurO mazdl urwAnvm haca WahiStAT aMhaoT,
awawaitya b&zasca fraqasca pairi-tanuya Yaqa Im zl,
astica Im zl awaiti b&zO Yawaiti fraqasciT.

 

А кто в этом мире плотском, о Спитама Заратуштра, произнося отдельную молитву Ахуна Ваирьи, упустит половину, или треть, или четверть, или пятую часть – его душу Я, Ахура Мазда, от Наилучшего Мира прогоню на такую даль и ширь, какова эта земля, а эта земля столь длинна, сколь и широка.

 

Стих 8

,eh?iawa ,arap ,Tamutar ,TaY ,Tamuha ,TaY ,ecoaW ,OcaW ,TatEa ,acarf 8
,SuVg ,arap ,lyarawru ,arap ,Omvz ,arap ,OpA ,arap ,TiOhMld ,OnCa
,ehanAtSitiapib ,OnoaCa ,Sran ,arap ,TiOhMld ,lyanAtSitiap-vraBqac
,m&natNvps ,m&naCvma ,epa ,ayprhvk ,OtSraBq ,Uh ,eh?iawa ,arap ,TAq&z
,.,mIhAd

 

8 fraca aEtaT WacO Waoce YaT ahumaT YaT ratumaT para awai?he
aCnO dlMhOiT para ApO para zvmO para urwarayl para gVuS caqBarv-paitiStAnayl dlMhOiT para narS aCaonO bipaitiStAnahe z&qAT para awai?he hU qBarStO kvhrpya ape amvCan&m spvNtan&m dAhIm.

 

И это слово, упоминающее Господа, упоминающее Рата, было произнесено прежде создания этих небес, прежде вод, прежде земли, прежде растений, прежде сотворения коровы четвероногой, прежде рождения мужа праведного двуногого, прежде (создания) этого Солнца в тварном облике, после создания Бессмертных Святых.

 

Стих 9


,acmItiah ,mIts ,OnoaCa ,m&psIW ,acawaW ,lwinam ,lynaps ,Em-Arf 9
`,aytiAt-OnqoayK ,acmItNieyKUb ,acmItNiawab
.,iAdzam ,SuVhMa ,m&nanvqoayK

 

9 frA-mE spanyl maniwl Wawaca WIsp&m aCaonO stIm haitImca
bawaiNtImca bUKyeiNtImca KyaoqnO-tAitya,
Kyaoqvnan&m aMhVuS mazdAi.

 

Из двух духов (тот, который) Святой, сказал Мне о всяком праведном существе, существующем, появляющемся и будущем, осуществляющем деяния бытия ради Мазды.

 

Стих 10

,acarf ,ecoaW ,acarf ,awaY ,SiAY ,mvmvtODxu ,m&naDxu ,m&CEa ,acTatEa 01
`,eteyCxaW ,acarf ,Eyurm
,TaCxasA ,lwtsa ,SuhMa ,OpsIW ,Tid ,TaY ,aqaY ,ataDxu ,Tawawa ,ana ,Iz ,itsa
,.,etiarah ,TatAts&yqiri ,iriap ,In ,OnArdad ,s&Cxas

 

10 aEtaTca aEC&m uxDan&m uxDOtvmvm YAiS Yawa fraca Waoce fraca
mruyE fraca WaxCyete,
asti zI ana awawaT uxData Yaqa YaT diT WIspO aMhuS astwl AsaxCaT saxC&s dadrAnO nI pairi iriqy&stAtaT haraite.

 

И это (изречение) более всех изрекаемое из тех изречений, которые Я когда-либо говорил, произносил и провозглашал. Ибо так оно настолько выразительно, что весь мир плотский его разучивает, (а), разучивая, укрепляется и от скверны избавляется.

 

Стих 11

,anqaY ,acmIriAmCih ,acmEaCxas ,ecoawArf ,OcaW ,On ,acTatEa 11
.,TAtSihaW ,TaY ,acah ,TACa ,m&tAh ,TiciAmhak

 

11 aEtaTca nO WacO frAwaoce saxCaEmca hiCmAirImca Yaqna
kahmAiciT hAt&m aCAT haca YaT WahiStAT.

 

И произнесено это слово наше для каждого из сущих ради провозглашения и поминания согласно Аше Наилучшей.

 

Стих 12

`,TadadA ,acmUtar ,acmUha ,mid ,TaY ,ToarmA ,aDi-Arf ,aqaY 21
,OybiEayrioap-sanam ,m&dzam ,mvruha ,miY ,itsanic-arap ,mid ,aqi
`,OybamAd
.,itsanic ,n&mAd ,iAmha ,aqa ,itsanic ,mvtSizam ,m&napsIW ,mI ,aqaY

 

12 Yaqa frA-iDa AmraoT YaT dim ahUmca ratUmca AdadaT,
iqa dim para-cinasti Yim ahurvm mazd&m manas-paoiryaEibyO dAmabyO,
Yaqa Im WIspan&m maziStvm cinasti aqa ahmAi dAm&n cinasti.

 

Как только (кто-либо) произнесет то, что дает ему Господина и Рата, он причисляет Его – Ахура Мазду – всем первомысленным творениям. Как Его, Величайшего над всем, причисляет (творениям), так Ему (все) творения причисляет.

 

Стихи 13-14

,itieyajNvrdA ,mvCEakT ,mItirq ,aDi ,SuVhMaW ,SItIjuh ,ldzam ,aqaY 31
,mvrAtSxadarf ,aqaY ,itsanic ,ehManam ,aDi ,mI ,arap ,OhManam ,adzad
`,ehManam
`,itieyarAk ,mI ,aytiawatEa ,OhManam
.,itieyarAk ,mUha ,aDi ,m&nanvqoayK

`,n&mAd ,iAmha ,TaY ,mvt ,aqi ,adzam ,itsanic ,OybamAd ,mid ,TaY 41
`,itsanic ,iAruha ,mvrqaCx
`,mvrqaCx ,awat ,adzam ,Tat
`,itsanic ,mvrAtsAW ,Oybugird
`,iAmatips ,mvqawru ,aqaY
`,aCEakT ,acNap
,.,ldzam ,eharuha ,OcaW ,muruah ,mvkAwarf ,OcaW ,mvpsIW

 

13 Yaqa mazdl hujItIS WaMhVuS iDa qritIm TkaECvm AdrvNjayeiti
dazda manaMhO para Im iDa manaMhe cinasti Yaqa fradaxStArvm manaMhe,
manaMhO aEtawaitya Im kArayeiti,
Kyaoqvnan&m iDa ahUm kArayeiti.

14 YaT dim dAmabyO cinasti mazda iqa tvm YaT ahmAi dAm&n,
xCaqrvm ahurAi cinasti,
taT mazda tawa xCaqrvm,
drigubyO WAstArvm cinasti,
Yaqa urwaqvm spitamAi,
paNca TkaECa,
WIspvm WacO frawAkvm haurum WacO ahurahe mazdl.

 

Как жизненные блага Мазды, третье изречение он произнесет: "Обретает от Благого Помысла". Тем самым он сначала Помыслу причисляет Его, как Возъявителя Помысла. Таким образом, Его от Помысла изводит, бытие деяний творит, которое Его причисляет творениям, о Мазда, которое Ему (причисляет) творения. Он Власть Ахуре причисляет, ту Твою, О Мазда, Власть: Пастуха несчастным – причисляет, как союзника – Спитаме. Пять изречений, всякое слово, произнесенное целиком – слово Ахура Мазды.

 

Стих 15


,ldzam ,Oruha ,OtSihaW 51
,ToarmArf ,mIriaW ,mvnuha 
`,TayarAk ,OmAh ,OtSihaW 
,Tawaba ,Oka ,TaBqih 
`,itxu-vratNa ,aya ,atUrmA ,mvtNawrd ,acvratNa
,Owatarx ,TiOn ,ahMas ,TiOn ,lnam ,An ,TiOn 
,anqoayK ,aDEan ,aDxu ,TiOn ,anvraW ,aDEan 
,.,etNicah ,On&wru ,TiOn ,lnEad ,TiOn 

 

15 WahiStO ahurO mazdl
ahunvm WairIm frAmraoT
WahiStO hAmO kArayaT,
hiqBaT akO abawaT
aNtarvca drwaNtvm AmrUta aya aNtarv-uxti,
nOiT nA manl nOiT saMha nOiT xratawO
naEDa Warvna nOiT uxDa naEDa Kyaoqna
nOiT daEnl nOiT urw&nO haciNte.

 

Наиблагой Ахура Мазда Ахуна Ваирью промолвил, Наилучший, Постоянный, Он (мир) сотворил. Тут же злой (дух) появился (перед Ним). Но отверг Он лживого такой отвергающей речью: "Ни наши помыслы, ни речи, ни умы, ни предпочтения, ни слова, ни деяния, ни веры, ни души не придут к согласию!"

 

Стих 16

,utar-acNap ,mvrtSip-urqac ,mvmsfa-irq ,mvtxoadzam ,OcaW ,acTatEa 61
`,mvqvrvkNah ,itiAr
`,n&msfa ,Eh ,SiAk
.,mvtSrawh ,mvtxUh ,mvtamuh

 

16 aEtaTca WacO mazdaoxtvm qri-afsmvm caqru-piStrvm paNca-ratu
rAiti haNkvrvqvm,
kAiS hE afsm&n,
humatvm hUxtvm hwarStvm.

 

И это слово, изреченное Маздой, (имеет) три стиха, четыре цвета, пять ратов и одаривающее завершение. – Какие это стихи? – Добрая мысль, добрая речь, доброе дело.

 

Стих 17

`,SiArtSip ,SiAk 71
,erian ,anmicah ,aniri ,ayapsIW ,SitiUh ,s&yuCf ,OyrtsAW ,ltSEaqar ,awarqA
`,anqoayKSra ,ahMacawSra ,ahManamSra ,enoaCa
.,etNvdArf ,aCa ,lqEag ,SiAnqoayK ,eh?eY ,acAs-OnEad ,atvrvm ,Sutar

 

17 kAiS piStrAiS,
Aqrawa raqaEStl WAstryO fCuy&s hUitiS WIspaya irina hacimna naire aCaone arSmanaMha arSwacaMha arSKyaoqna,
ratuS mvrvta daEnO-sAca Ye?he KyaoqnAiS gaEql aCa frAdvNte.

 

Какие цвета [сословия]? – Атраван [священник], воин, пастух-скотовод, ремесленник, исполняющие все обязанности ради мужа праведного, праведного помыслом, праведного словом, праведного деянием, поминаемые как раты, обучающие вере, чьими деяниями живые творения в Аше возрастают.

 

Стих 18

`,Owatar ,ayak 81
,lY ,m&nuyFad ,m&hMl ,ODxup ,OrtSuqaraz ,OmuyFAd ,OmutNaz ,OysIW ,OynAmn
`,TiOrtSuqaraz ,TiOjar ,lyna
`,SirtSuqaraz ,aGar ,Sutar-urqac
`,Owatar ,lh?ia ,ayak
.,OyriUt ,OrtSuqaraz ,acsamutNaz ,acsaysIW ,acsaynAmn

 

18 kaya ratawO,
nmAnyO WIsyO zaNtumO dAFyumO zaraquStrO puxDO lMh&m daFyun&m Yl anyl rajOiT zaraquStrOiT,
caqru-ratuS raGa zaraquStriS,
kaya ai?hl ratawO,
nmAnyasca WIsyasca zaNtumasca zaraquStrO tUiryO.

 

Каковы раты? – (Раты) дома, рода, племени, страны, Заратуштра - пятый в странах, кроме Раги Заратуштровской. Четыре рата в Раге Заратуштровской. – Каковы эти раты? – (Раты) дома, рода, племени и Заратуштра - четвертый.

 

Стих 19

`,mvtamuh ,Tak 91
`,Oyrioapsanam ,mvnawaCa
`,mvtxUh ,Tak
`,OtNvps ,Orq&m
`,mvtSrawh ,Tak
.,SIbVmAd ,acSiAyrioap-aCa ,SiAtoats

 

19 kaT humatvm,
aCawanvm manaspaoiryO,
kaT hUxtvm,
m&qrO spvNtO,
kaT hwarStvm,
staotAiS aCa-paoiryAiSca dAmVbIS.

 

Что есть добрая мысль? – О праведном первейший помысел. – Что есть добрая речь? – Святая Мантра. – Что есть доброе дело? – (Дело, совершаемое) с восхвалениями согласно Аше и изначальным законам.

 

Стих 20

`,ToarmArf ,ldzam 02
`,ToarmArf ,mIc
`,acmIqEag ,acmoayniam ,mvnawaCa
`,mvkAwarf ,ToarmArf ,s&wc
`,mvtNawc`,OnmayaCx ,OtSihaW
,.,acmvrqaCx-Osawa ,acmvtSihaW ,mvnawaCa

 

20 mazdl frAmraoT,
cIm frAmraoT,
aCawanvm mainyaomca gaEqImca,
cw&s frAmraoT frawAkvm,
WahiStO xCayamnO, cwaNtvm,
aCawanvm WahiStvmca awasO-xCaqrvmca.

 

Мазда промолвил (Ахуна Ваирью). Кому Он промолвил? – Праведнику, духовному и земному. – Каков Он, промолвивший изречение? – Наилучший, Властвующий. – Каков тот, кому (Он промолвил)? – Праведный, наиблагой, не самовольно властвующий.

 

Стих 21

`,ediamazaY ,eheyriaW ,ehanuha ,m&Gab 12
,acmvrqvramarf ,acmvrqoarsarf ,ediamazaY ,eheyriaW ,ehanuha
`,acmItSayArf ,acmvrqAgarf

 

21 baG&m ahunahe Wairyehe Yazamaide,
ahunahe Wairyehe Yazamaide frasraoqrvmca framarvqrvmca fragAqrvmca frAyaStImca,

 

Отдельную молитву Ахуна Ваирьи мы почитаем. Ахуна Ваирьи мы почитаем провозглашение, чтение, распевание, использование в почитании.

 

,EnseY ,TaA ,m&tAh ,Eh?eY
,OhMaW ,Itiap
,AqEaW ,Oruha ,ldzam
,Acah ,TACa
,Acslt ,Acs&t ,Acm&hMlY
,.,.,ediamazaY

 

Ye?hE hAt&m AaT YesnE paitI WaMhO
mazdl ahurO WaEqA aCAT hacA
YlMh&mcA t&scA tlscA Yazamaide.

 

Итак мы почитаем тех мужей и тех жен из сущих, чью благость в почитании Ахура Мазда познал от Аши.