Русский Анджоман
http://blagoverie.org/conversion/conversion/ch6.phtml
20 апреля 2024,    01.02.3762 ЗЭ

Разрушая клевету: от лжи к истине

>>Оглавление

>>Персидские риваяты

 

Обращение некоторых парсийских мобедов с историческими данными отличается некоторой избирательностью: зачастую они игнорируют или сознательно искажают данные царских надписаний. Поэтому мы обратимся к иноземному источнику – Книге Второ-Исайи – где рассказывается о КИРЕ II из династии Ахеменидов, о его снисходительности к подданным и терпимости к чуждым религиям. Этот шах удостаивается самых лестных слов: он – «помазанник Яхве», авраамического божества. У евреев, находившихся в Вавилонском пленении, были все основания так прославлять своего освободителя. Однако нет причин делать из этого вывод, что все последующие Ахемениды отличались такой же религиозной толерантностью, тем более, когда мы читаем завещание ДАРИЯ I преемникам, где столь ярко проявляется его строгое благочестие: «Говорит Дарий, царь: ты, кто бы ты ни был, правящий после меня – тем, кто СЛЕДУЕТ ЛЖИ (мартийя хайя драуджана) или ТВОРИТ ЗЛО, не будь другом, но карай их сурово» (в переводе Шмитта).

 

Его сын и наследник КСЕРКС I выражается еще определеннее: «Среди этих стран было место, где прежде поклонялись ЛЖИВЫМ БОГАМ (дайва/дэва). Но милостью Ахурамазды я разрушил это святилище демонов (дайвадана) и объявил: “Не будет здесь более поклонения демонам!” Там, где прежде поклонялись демонам, ныне я благочестиво почитаю Ахурамазду и Ашу» (в переводе Кента). Сухие исторические факты не лгут – лгут те, кто пытается их приукрашивать. В руках невежественных или злонамеренных людей история становится опасным орудием, ибо искажает наш взгляд на прошлое и настоящее.

 

Постоянно сталкиваясь с лживыми заявлениями о том, что со времен Сассанидов якобы неизвестны случаи обращения в зороастризм, мы считаем необходимым указать нашим читателям на чистые исторические факты. Крупнейшей религиозной фигурой при первых пяти царях из этой династии был КИРДИР/КАРТИР. Это имя – не титул: могущественный первосвященник сам повествует нам о своем возвышении от простого хербада/эрвада до мобада Ормазда, Судьи (всей) Империи, Спасителя души Бахрама II, Правителя и Властителя Анахид-Ардашира и Огненных храмов Госпожи Анахид в Стахре, айенбада или стража религиозных церемоний. Вот что он рассказывает о своих действиях по отношению к не-зороастрийцам: он позаботился о том, чтобы «великие удары и муки пали на Аримана и его демонов, и ересь Аримана и его демонов была искоренена и изгнана. Все евреи, и буддисты, и индуисты, и назореи, и христиане, и крестители, и манихеи в Империи были сокрушены, идолы их уничтожены, обиталища демонов разрушены и обращены в троны и подножия богов... а еретиков и разрушителей, тех, что, обитая в земле Магов, не желали следовать учению Маздаяснийской веры – тех я сурово карал и наказывал, пока не сделал их лучше... И МНОГИЕ, ПРЕЖДЕ НЕВЕРУЮЩИЕ, СТАЛИ ВЕРУЮЩИМИ, И МНОГИЕ, ПРИЛЕЖАВШИЕ УЧЕНИЮ ДЕМОНОВ, БЛАГОДАРЯ МНЕ ОСТАВИЛИ ЭТО УЧЕНИЕ...» (перевод Мак-Кензи, близко соответствующий другим переводам).

 

Итак, перед нами ясное описание НАСИЛЬСТВЕННЫХ ОБРАЩЕНИЙ. Быть может, имя и слава Кирдира затерялись и почти забылись в позднейших пахлавийских и пазандских текстах позднейшего священства; однако сам великий человек оставил о себе надпись на камне, и надпись эту по сей день можно увидеть и прочесть в иранской провинции Фарс. Он обладал такой властью, что портреты его высекались рядом с портретами царей – уникальная привилегия, неведомая ни одному другому первосвященнику во времена Сассанидов. Возможно, прежде его история по каким-то причинам замалчивалась; однако исследования XX века пролили новый свет на этого человека и его труды в третьем веке зороастрийской ортодоксии.

 

Новую зороастрийскую ортодоксию безуспешно пытался навязать армянам-христианам МИР-НАРС, первый министр трех видных Сассанидских царей – Яздгарда I, Бахрама V и Яздгарда II. Первого из этих монархов священство осуждало за терпимость к иным религиям, существовавшим в Иране, второго – за равнодушие к религиозным вопросам; но последний, царствовавший в V в., заслужил у маздеистских священников прозвище «Милосердный» (!) за попытку насильного обращения армян. Однако восемнадцать христианских епископов отвергли его приказ, и принудить их к обращению не удалось, несмотря даже на памятное до сих пор кровопролитие 451 г. н.э. Деятельность Мир-Нарса, как и предыдущие попытки насильственного обращения иноверцев, современное священство, стыдясь, обходит молчанием; и мы также не стали бы заострять внимание читателя на этих малоприятных фактах, если бы они не доказывали нашу правоту.

 

Но вот свидетельство, куда более близкое к нашим временам – также исходящее из Ирана, скрепленное общим согласием Тегеранского Совета Мобедов, подписанное мобедом Ардеширом АЗАРГОШАСПОМ, опубликованное в колонке «Бомбей Самахар» от 3 февраля 1991 года. Заголовок этого документа взят из его последнего абзаца: «МЫ ДОЛЖНЫ ПРОПАГАНДИРОВАТЬ СВОЮ РЕЛИГИЮ И НЕ ОТГОНЯТЬ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ЕЕ ПРИНЯТЬ». Этот документ, взвешенно и ответственно составленный, невозможно истолковать в каком-либо ином смысле. Неужто иранский зороастризм так отличается от индийского, что в них возможны столь различные – в сущности, противоположные – мнения по столь важному вопросу?

 

>>Пазендская молитва «Дин-но кальмо»