Русский Анджоман
http://blagoverie.org/conversion/conversion/ср3.phtml
19 апреля 2024,    30.01.3762 ЗЭ

Фарвардин-яшт

>> Оглавление

>>Свидетельства гатических текстов

 

Мирообъемлющий Фравардин-Яшт, древнейший из текстов синкретического пост-Заратуштрианского зороастризма, описывает фраваши, предсуществовавшую духовную силу праведных людей прошлого, настоящего и будущего (Яшт 13.21). Сюда включаются как религиозные герои раннего зороастризма, так и его исторические и мифологические фигуры от Первого Человека до будущих Спасителей Человечества. (Заратуштра называл Спасителями, или саошьянтами, ВСЕХ, кто ищет Истину и взращивает Благой Разум!) И здесь мы встречаем принципиальное утверждение, что ВСЕ люди, обладающие истиной, чьи религиозные взгляды способствуют Обновлению, заслуживают почитания (Яшт 13.154). Яшт неоднократно и в самых прямых выражениях требует почитать фраваши праведников из ВСЕХ земель, в том числе и из страны нечестивых туранцев, традиционных врагов Ирана, чьи несправедливые деяния против зороастризма дали пищу для многих древних легенд! Но еще более важен здесь интереснейший пассаж, воспевающий рождение Заратуштры: «ТОГДА БЛАГАЯ ВЕРА МАЗДАЯСНЫ БУДЕТ ПРОПОВЕДАНА В СЕМИ СТРАНАХ ЗЕМЛИ!».

 

Священнейшая из наших молитв, Ята аху вайрьо, которую ранний комментатор называет предсуществовавшей Творению (такую святость он за ней признает!), должна быть проповедана ВСЕМУ миру, дабы ВСЕ живые существа превзошли свою смертную природу (Яс. 19. 6-8, 10-11). Всеобщность богопочитания отмечается также в Яснах 23.3 и 26.6, причем последняя входит в наш Сатум-но-кардо! Тщетно делать вид, что универсализм, направленный к Фрашокерети, не предполагает обращения! Во время обряда Ясны наши священники торжественно зачитывают эти строки – благочестивые речения, которые они, как духовные руководители зороастрийцев, должны воспринимать как религиозный обет и исполнять неукоснительно. Им необходимо хранить свою веру в соответствии с этими священными словами, а не бросаться отрицать истинное универсалистское значение этих молитв в ту же секунду, как святые слова умолкают в их устах! Вендидад, часто ошибочно используемый для оправдания собственной нетерпимости и личных предрассудков, также говорит об обращении в положительном смысле. В главе 19, стих 26, как на авестийском, так и в пехлеви-зенде, мы читаем ответ Ахура Мазды на вопрос Заратуштры о том, должен ли он вести как праведных, так и порочных дэваяснийцев, мужчин и женщин, к Благой Вере: «Так и поступай, о праведный Заратуштра!» Куда уж яснее!

 

>>Пехлевийский "Зартушт-намаг"