Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3756 Заратуштрийской Эры,
месяц Амордад, день Эсфанд.

05.05.3756 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта Blagoverie.org, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Омар Хайям и зороастризм


 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Народный Диван
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
francisc



Зарегистрирован: 03.11.2010
Сообщения: 0

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 05, 2010 11:51 am    Заголовок сообщения: Омар Хайям и зороастризм Ответить с цитатой

В бессмертных стихах Омара Хайяма встречается несколько терминов, непосредственно связанных с зороастризмом. Например:
?? ?? ? ?? ????? ???? ????
Если я пьян от вина зороастрийского, я есть
Упоминается зоннар - пояс зороастрийцев, Харабат - развалины, но как кажется, это может быть разрушенный зороастрийский аташкаде, четыре стихии и тд.
Так какого было отношение Омара Хайяма к зороастризму, мог ли Омар Хайям принять зороастризм?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Karadeniz



Зарегистрирован: 06.11.2010
Сообщения: 14

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 22, 2010 11:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Омар Хайям кажется был суфием. Суфии в принципе были приверженцами многих знаний, философских течений, многое применяли на практике и в теории.. За что собственно были нелюбимы консерваторами исламистами. Так что вполне очевидно, что отношение поэта к зороастризму не сложилось с точки зрения обычного обывателя...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
R.Bohani



Зарегистрирован: 02.04.2009
Сообщения: 335
Откуда: Анэран

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 23, 2010 2:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Насчет Хаяма не знаю.Но другой персидский поэт Абу Мансур Мухаммед ибн Ахмед(Дакики),был явно приверженнец зороастризма.Привожу несколько его стихов.
Встань, зажги Зардушта киблу,
да свети она нетленно;
Сядь, меха набрось на плечи — брюшко соболя бесценно!
От Зардушта отвернулись очень многие, однако
Все они потом к Зардушту обращались неизменно.

Мне не зябко от разлуки! В храм очей твоих жестоких
Не приду отогреваться, у огня сидеть смиренно!..
Ты — весенний сад цветущий; вижу локонов фиалки —
И собрать из них букеты вожделею дерзновенно;
Кто убьет тебя однажды — тот меня пробудит к жизни;
Человек, тебя родивший, — умертвил меня мгновенно...
* * *
Смоль кудрей как ночь мерцает — удивительно похоже!
Белый лик как день сияет — удивительно похоже!
Сердолик — прекрасный камень: отшлифованный и влажный,
Как уста твои пылает — удивительно похоже!
Я, в садах гуляя царских, о твоем румянце думал:
Он как роза зацветает — удивительно похоже!

Словно два газельих глаза, словно два нарцисса нежных,
Взгляд очей твоих пленяет — удивительно похоже!
Лук я видел вавилонский: он, стрелу пустить готовый,
Бровь твою напоминает — удивительно похоже!
Кипарис самонадеян: он себя сравнил с тобою
И, представь, воображает: удивительно похожи!
* * *
Самa прозрачность — небосвод, видны и Рыбы, и Луна,
Благословенный мой кумир, налей прозрачного вина!
Переступи порог дворца — вокруг румийскою парчой
Простерлась степь... Где началась и где кончается она?
Возвеселимся, мой кумир, пришла счастливая пора,
Кувшины с влагою хмельной да будут выпиты до дна.
* * *
Владыки-дня блеснул клинок — и сделалось светло,
Пустилась полночь наутек — и сделалось светло,
Явилось солнце — и луна с небес бежала; мрак ночной
С рассветом справиться не смог — и сделалось светло,
В сиянье солнечных лучей мир заискрился и расцвел,
Как драгоценность, как цветок, — так сделалось светло!
* * *
Облекая мир в праздничный наряд,
Облака земле красоту дарят.
Видишь, мой кумир, розы — краше гурий
И цветник расцвел, точно райский сад.
Небо — словно лик синеокой пери,
Как багряный шелк, все поля горят.
Зелень трав темней, чем глаза газели,
Сладостен ручья вкус и аромат.

Вступит и газель в поединок с барсом, —
Так прекрасен мир, так цветы манят.
Ныне деву жду, чья спина — как солнце,
Чье лицо — луна, — ту, кем в плен я взят.

Девы лунный лик — хмель вина багряный,
Ризы тех, кому вечный пламень свят!
Там, где был пустырь, выжженный и голый,
Как павлин, земля восхищает взгляд.

Так причудлив мир, словно твой любимый
Мускус и вино пролил наугад.
Розовой водой нежно пахнет глина,
Будто в ней цветок сладостный зачат.

И добро и зло Дакики изведал
Ныне жаждет он четырех услад:
То коралл вина, вера Заратуштры,
Чанга нежный стон,алых губ гранат.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1495
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 24, 2010 10:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Скорее, как автор Слова о полку Игореве - язычник. Это же "шуубия". Поэтические образы, направленные, против официоза и его религии, возможно, ностальгия... В реальности никто из них не собирался порывать с формальным исламом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ahum-Darsh



Зарегистрирован: 14.10.2009
Сообщения: 105
Откуда: Екатеринбург

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 24, 2010 3:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пусть образы, пусть отсвет пламени святого, но вожделенный сердцем...

В то время, отречься от ислама и признать себя последователем Заратуштры, означало подписание себе смертного приговора.

Мало кто решился, но много кто верил...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
R.Bohani



Зарегистрирован: 02.04.2009
Сообщения: 335
Откуда: Анэран

СообщениеДобавлено: Пн Авг 27, 2012 10:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="Karadeniz"]Омар Хайям кажется был суфием. \quote]

К суфиям примкнул его отец под конец жизни.Полностью ушел от реальной жизни.Хаям вероятно числился среди последователей этого учения как человек образованный и разносторонний.Вероятно его туда записала людская молва.

Кстати поинтересуйтесь на досуге что из себя представляет суфийский танец "зикр".У меня было фото из средневековой арабской рукописи и рисунок на ней.Найду выложу, посмотрите.Есть о чем подумать про этих людей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
R.Bohani



Зарегистрирован: 02.04.2009
Сообщения: 335
Откуда: Анэран

СообщениеДобавлено: Сб Окт 13, 2012 12:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Историческое произведение об Омаре Хаяме.
http://www.modernlib.ru/books/ilyasov_yavdat_hasanovich/bashnya_molchaniya/
Рустам ты знаком с творчеством своего земляка Ильясова?

http://www.modernlib.ru/books/ilyasov_yavdat_hasanovich/

Стихи персидских поэтов, золотого века иранской поэзии.

http://www.modernlib.ru/books/anvari_avhadaddin/rodnik_zhemchuzhin_persidskotadzhikskaya_klassicheskaya_poeziya/read_1/


Последний раз редактировалось: R.Bohani (Вс Окт 14, 2012 11:22 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1495
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 13, 2012 12:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://rira.ir/rira/php/?page=view&mod=classicpoems

оригинал Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2012 12:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

R.Bohani писал(а):
Историческое произведение об Омаре Хаяме.
http://www.modernlib.ru/books/ilyasov_yavdat_hasanovich/bashnya_molchaniya/
Рустам ты знаком с творчеством своего земляка Ильясова?

http://www.modernlib.ru/books/ilyasov_yavdat_hasanovich/

Стихи персидских поэтов, золотого века иранской поэзии.

http://www.modernlib.ru/books/anvari_avhadaddin/rodnik_zhemchuzhin_persidskotadzhikskaya_klassicheskaya_poeziya/read_1/


-- Да, в Узбекистане в 1957 г. издали его книгу "Тропа гнева", в 1964 г. -- "Стрела и солнце", в 1964 и 1965 годах издали его книгу "Пятнистая смерть", многократно издавали его книгу "Согдиана", в 1973 г. -- "Золотой истукан", многократно издавали книгу "Месть Анахиты" и другие.
Меня научили читать, в частности, по его книге "Пятнистая смерть", изданной в 1964 г. Форма этой книги -- ритмичная, близкая к песенной. Темы -- жизнь древних индоевропейских Арийских народов. Написано о Мазде Ахуре, Авесте, Заратуштрийцах, скифах, согдийцах, персах, индийцах и многих других. Цитата из этой книги:
"Когда - никто не скажет уверенно: пять или шесть тысяч лет назад, и
где - никому неизвестно точно: за рекой ли Яксарт на Памире ли - сложился
союз арийских племен.
И по какой причине - неведомо: может, народ настолько расплодился,
что не стало ему места хватать; может, одни, возвысившись, принялись
угнетать других; может, под натиском узкоглазых восточных воителей -
распался союз, разлетелся, как птичья стая, рассеянная бурей.
Первая волна арийских племен хлынула в просторы среднеазиатских
равнин, частью изгнала издревле здесь обитавших людей фракийских, частью с
ними слилась; частью осела у рек, частью обосновалась в пустынях.
Вторая их волна затопила солнечный край, что раскинулся к югу от
Каспийского моря и к северу от моря Аравийского, сокрушила касситов и
эламитов, немало их истребила, немало в себя впитала.
Третья их волна достигла жарких полуденных стран, захлестнула Декан,
выбралась к устью Ганга. По девяти дорогам двигались девять арийских
племен. Бхараты их возглавляли. Толпы темнолицых дравидов потянулись к
лесам и горам. "Бог Индра убил их, издавна живших на этой земле, и поделил
посевы между светлокожими союзниками".
Четвертая их волна докатилась до Черного моря, омыла киммерийской
кровью брег Танаиса, расплескалась на луговинах Тавриды [Танаис - река
Дон, Таврида - Крым].
Годы. Века. Тысячелетия. Кровь победителей смешалась с кровью
побежденных, и возникло в горах и долинах множество крупных племен и
народностей, говоривших на сходных, но обособленных наречиях.
На северо-востоке - саки и массагеты, сугды и хувары, паркане и
бактры.
На северо-западе - скифы и сарматы.
На юго-западе - мады и персы.
На юго-востоке - хинды.
А между ними и среди них - варканы и карманы, маргуши и саттагуши,
парты и сагарты, тохары и гандхары, гедрозы и арахоты, дранги и харайва, и
тьма иных - их всех не перечесть.
У одних кожа белой была - белой, как лунный свет, у других -
черноглазых и темноволосых - смуглой, как плод граната. Одни пастухами
остались, другие слепили хижины, занялись хлебопашеством. Одни, как
прежде, считались равными между собой и управлялись родовыми старейшинами,
У других, расслоившихся на богатых и бедных, появилась знать, а над нею -
царь.
Название их древнее почти забылось. Может, лишь дряхлые старцы да
суровые жрецы смутно помнили еще, где их корень. А вот цари персидские
крепко за него уцепились, придали слову, давно отмершему, новый и жестокий
смысл.
"Арий" теперь был не просто человек - он сделался "благородным", он
превратился в "господина". И родину свою Парсу персы гордо величали
Айраной - то есть Ираном, страной господ. А всех прочих, особенно же
кочевников Средней Азии, пренебрежительно именовали "туранцами". "Туранец"
значит "не арий". Кто из Турана, тот варвар.
"Вокруг нас живут племена нечистых, не приносящие жертв. Они ни во
что не верят, у них дурные обряды, их нельзя считать людьми..."
И так чванились правители Парсы своим "благородством", так они с ним
носились, стремясь навязать другим персидскую власть, что слово "арий"
стало звучать в устах соседей, как самое бранное, самое плохое. Им,
говорят, пугали детей.
А название Туран так и прижилось на северо-востоке. Обитатели равнин
произносили его с любовью - никто, кроме персов, не находил в нем что-либо
зазорное.
Ты из Турана? Очень хорошо.


"Говорит Куруш [Куруш - подлинное имя царя Кира, правившего в Иране с
558 по 529 год до нашей эры] царь.
Я, перс, сын перса, арий из рода Гахамана, рожден по воле Премудрого
духа на юге, в Патакских горах, чадолюбивой Манданой, дочерью Иштувегу.
Невелик, слабосилен был мой народ.
Долгое время влачил он бремя власти чужеземной.
Парса, отчизна наша, подчинялась игу жестокого Иштувегу, мадского
царя.........."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2012 12:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

R.Bohani писал(а):
.........
Рустам ты знаком с творчеством своего земляка Ильясова?
.........


http://www.bookorbita.com/library/istoriya/ilyasov_yavdat/pyatnistaya_smert.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Daria



Зарегистрирован: 05.04.2010
Сообщения: 38

СообщениеДобавлено: Пт Окт 26, 2012 11:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="R.Bohani"]
Karadeniz писал(а):
Омар Хайям кажется был суфием. \quote]


Кстати поинтересуйтесь на досуге что из себя представляет суфийский танец "зикр".У меня было фото из средневековой арабской рукописи и рисунок на ней.Найду выложу, посмотрите.Есть о чем подумать про этих людей.


посмотрела зикр в ютубе, да, страшноватоSmile
Меня зачаровывает другой танец: sufi spinning (sufi whirling) - медитационный танец турецких дервишей. В арабских странах есть его аналoг - tanoura dance , он более красочный, юбки с подсветкой, бубны и всё такое, но он не несет в себе никакой нагрузки, кроме развлекательной (на сегодняшний день - это неотъемлимый элемент всех туристических сафари). Очень завораживает, интересно, что c вестибулярным аппаратом у этих танцовшиков...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Народный Диван Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта