Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3757 Заратуштрийской Эры,
месяц Азар, день Дин.

24.09.3757 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта Blagoverie.org, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

вероотступничество иранцев


 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> История Мазда Ясны
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
skif



Зарегистрирован: 25.06.2008
Сообщения: 49

СообщениеДобавлено: Пт Июн 24, 2011 11:35 am    Заголовок сообщения: вероотступничество иранцев Ответить с цитатой

http://www.youtube.com/watch?v=eQ0MsSUwcfE

http://assdin.ru/media/94-novyy-zavet-zverya-i-drevneariyskaya-tradiciya-edinobozhiya.html#comment

http://ansar.ru/confirmed/2011/06/23/17504#comments

А ВААБЩЕ ЕТО ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ ТИПО ОСЕТИНЫ-МУСУЛЬМАНЕ
ТАК НЕЛЬЗЯ ИЛИ ОСЕТИНЫ ИЛИ МУСУЛЬМАНЕ
ПО МОЕМУ БОЛЬШАЯ КУЛЬТУРА ДЕЙСТВИТЕЛЬ ДОСТОЙНА СВОЕЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ А ТО ЧТО ВНЕ ЭТОГО
ВЗДОР
КАК ОСЕТИНЫ ПАСТВА РПЦ ИЛИ МУСЛИМЫ
ЭТО ПРИЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ УЩЕРБНОСТИ
БОГ СОЗДАЛ ОСЕТИНОВ 5 000 ЛЕТ НАЗАД КАК ЯМНИКОВ СРУБНОИКОВ СКИФОВ АЛАНОВ ВСЕ ЭТИ 5000 ЛЕТ БЫЛА КУЛЬТУНАЯ ТРАДИЦИИ ЕЁ НУЖНО РЕФОРИМИРОВАТЬ РАЗВИВАТЬ НО НЕ ПОДМЕНЯТЬ ДРУГИМ И ТЕМ БОЛЕЕ ТАКИМ ТОТАЛИТАРНЫМИ УЧЕНИЯМИ КАК АВРААМИЧЕСКИЕ Р
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Ср Июл 13, 2011 10:35 am    Заголовок сообщения: Re: вероотступничество иранцев Ответить с цитатой

skif писал(а):
http://www.youtube.com/watch?v=eQ0MsSUwcfE

http://assdin.ru/media/94-novyy-zavet-zverya-i-drevneariyskaya-tradiciya-edinobozhiya.html#comment

http://ansar.ru/confirmed/2011/06/23/17504#comments

А ВААБЩЕ ЕТО ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ ТИПО ОСЕТИНЫ-МУСУЛЬМАНЕ
ТАК НЕЛЬЗЯ ИЛИ ОСЕТИНЫ ИЛИ МУСУЛЬМАНЕ
ПО МОЕМУ БОЛЬШАЯ КУЛЬТУРА ДЕЙСТВИТЕЛЬ ДОСТОЙНА СВОЕЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ А ТО ЧТО ВНЕ ЭТОГО
ВЗДОР
КАК ОСЕТИНЫ ПАСТВА РПЦ ИЛИ МУСЛИМЫ
ЭТО ПРИЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ УЩЕРБНОСТИ
БОГ СОЗДАЛ ОСЕТИНОВ 5 000 ЛЕТ НАЗАД КАК ЯМНИКОВ СРУБНОИКОВ СКИФОВ АЛАНОВ ВСЕ ЭТИ 5000 ЛЕТ БЫЛА КУЛЬТУНАЯ ТРАДИЦИИ ЕЁ НУЖНО РЕФОРИМИРОВАТЬ РАЗВИВАТЬ НО НЕ ПОДМЕНЯТЬ ДРУГИМ И ТЕМ БОЛЕЕ ТАКИМ ТОТАЛИТАРНЫМИ УЧЕНИЯМИ КАК АВРААМИЧЕСКИЕ Р


Гаты содержат реальные личностные свойства, и эта личность называется Ашо Заратуштра. Также у древних Согдийцев, Скифов, Сарматов, Аланов, осетин есть традиция рода Ашо Заратуштры:
Известный Спитамен из рода Спитамы Заратуштры стал вождём народной защиты Ариев в Согдиане и бассейне Сыр-Дарьи против Александра.
По традиции Аланов, Иронцы (восточная часть осетин) происходят от Спитамана, которого осетинская традиция сейчас называет Сидамон.
Южные Иронцы -- народ Южного Ирыстона -- Южной Осетии -- называют себя Кудар, это имя происходит от Скудар -- от этого этнонима происходит греческий Skuthoi и русский Скиф, и также этноним Sguda 'Согдиана' и современные топонимы "Скудар", "Искодар" на географической карте (ошибочно называемые неграмотными журналистами "Искандар") и подобные в бассейне Сыр-Дарьи и в Средней Азии.
Северные Иронцы, также происходящие от Сидамона, называют своими предками Сарматов.
Этноним Алан происходит от Aryana и впервые отмечен около 2200 лет назад в области Каньха -- в Ташкентской области.
Слово же Aryana есть и в Гатах в форме Airyana и имеет пространство смыслов от корня Ar-, от которого также происходит основа Arta-, и в этом пространстве смыслов имеется также смысл 'Арийский народ, породивший Заратуштру'.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Ср Июл 13, 2011 10:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.dissercat.com
/content/osobennosti-khristianizatsii
-zapadnoi-alanii-vo-vtoroi-polovine
-xvii-xiv-vv
"Особенности христианизации Западной Алании во второй половине XVII-XIV вв.
Автореферат

Диссертация

Артикул: 396780
Год:
2010
Автор:
Погребной, Александр Юрьевич
Тема диссертации:
Особенности христианизации Западной Алании во второй половине XVII-XIV вв.
Ученая cтепень:
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации:
Ростов-на-Дону
Код cпециальности ВАК:
07.00.02
Специальность:
Отечественная история
Количество cтраниц:
262
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ИСТОЧНИКИ О ХРИСТИАНИЗАЦИИ ЗАПАДНОЙ АЛАНИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ VII - XIV ВВ.
I. 1. Письменные источники о христианизации и особенностях христианства алан.
I. 1. 1. Византийские источники.
I. 1.2. Арабские источники.
I. 2. Археологические источники о христианстве алан.
I. 2. 1. Характеристика христианских погребений Западной Алании на примере христианских могильников Гилячского, Адиюхского и Нижне-Архызского городищ
I. 2. 2. Половозрастной и социальный состав погребённых.
I. 2. 3. Обряд обезвреживания погребённых как одна из возможных причин нарушения костяков в христианских захоронениях.
I. 2. 4. Особенности погребальной обрядности христианских
Могильников.
Глава И. ЗОРОСТРИЗМ В ЗАПАДНОЙ АЛАНИИ.
II. 1. Письменные источники о возможности проникновения зороастризма в Западную Аланию.
II. 2. Археологические источники проникновения зороастризма.
II. 2. 1. Скальные, склеповые могильники и погребения в каменных ящиках.
II. 2. 2. Дольменообразные склепы - один из видов зороастрийских погребальных сооружений Западной Алании.
II. 2. 3. Аланский костюм VII — первой половины XI вв. как свидетельство присутствия зороастрийских верований .119 II. 3. Ономастика Северо-Западного Кавказа о зороастризме алан
II. 4. Этнографические источники о следах зороастрийских верований в культуре осетин и их соседей.
Глава III. СИНКРЕТИЗМ ЗОРОАСТРИЗМА И ХРИСТИАНСТВА
В ЗАПАДНОЙ АЛАНИИ.
III. 1. Общие черты в догматике зороастризма и христианства.
III. 2. Письменные источники как свидетельства зороастрийскохристианского синкретизма в верованиях алан.
III. 3. Археологические источники зороастрийско-христианского синкретизма.
III. 3. 1. Культовые комплексы Кяфарского, Гилячского и Нижне-Архызского городищ как свидетельства зороастрийско-христианского синкретизма.
III. 3. 2. Южный Зеленчукский храм - памятник синкретизма раннего христианства и зороастризма.
Введение: ......"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Ср Июл 13, 2011 10:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Став христианами по форме, но не по сути, они должны были пройти ещё и евангелизацию. Подобная ситуация наблюдалась в Западной Европе, где евангелизация в большинстве районов проходила в У-1Х вв., сопровождаясь размещением крестов в сельских языческих алтарях и уничтожением естественных идолов: «вырубанием священных дерев и освящением источников» {Ле Гофф, 1992, стр. 113). На Руси время «решительного проникновения христианства» в массы народа началось лишь спустя три столетия после её официального крещения - с XIII в. {Щапов, 1989, стр. 69), чему в немалой степени способствовало монгольское нашествие, поставившее население восточнославянских земель перед необходимостью духовной консолидации. Поэтому, изучая религиозные особенности нового этапа христианизации Западной Алании, было бы вернее искать «не смену верований, не полное вытеснение старого новым, а наслоение нового на всю сумму более ранних представлений, создание амальгамы разновременных и разностадиальных элементов» {Рыбаков, 1981, стр. 31). Речь идёт о синкретизме, под которым, как известно, понимается слияние первоначально независимых и разнородных явлений, приводящих к появлению качественно нового образования.

Основа культурно-исторического процесса всегда национальна: каждый народ, воспринимая новое, откуда бы оно не исходило, заботится в первую очередь о совершенствовании своих собственных традиций {Крянев, Павлова, 1989, стр. 311). Христианство нигде и никогда не существовало в «чистом» виде. Оно всегда — и это закономерно — приобретало черты, присущие той среде, в которую попадало и становилось в той или иной мере синкретичным {Милъков, Пилюгина, 1987, стр. 267).

Подтверждением справедливости именно такого подхода применительно к истории средневековых алан Северо-Западного Кавказа X-XIV вв. является краткое перечисление практиковавшихся ими тогда различных видов погребальных сооружений (см. Приложение № 2). Наличие на территории Западной Алании наземных, полуподземных, подземных и дольменообразных каменных склепов, скальных захоронений и каменных ящиков в период, когда христианство уже давно было официально принято {Минаева, 1971, стр. 58112), вызывает вполне справедливое недоумение. Как такое могло столь долго и непрерывно практиковаться, и чем это можно было бы объяснить?

Вряд ли такой наиболее консервативный элемент культуры, каким является погребальный обряд, мог быть изменён без затрагивания духовно-религиозных основ жизни этноса (Погребной, 2006в). Не случайно М. Б. Мейтарчиян, предлагает рассматривать погребальную обрядность, в качестве материального проявления идеологических представлений, и в частности представлений о жизни и смерти (Мейтарчиян, 2001, стр. 7). Всё это, на наш взгляд, должно было в полной мере относиться и к тем переменам, которые имели место в культуре аланских племён Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего средневековья.

Возникшие трудности можно преодолеть лишь при более внимательном изучении дохристианских верований аланского населения. Не останавливаясь подробно на освещении более ранних древнеиранских пластов, о которых уже имелось достаточное количество научных публикаций (Абаев, 19906; Калоев, 1971; Калогв, 1984; Кузнецов, 1980; Магометов, 1974, стр. 298-333; Миллер, 1992), важно выяснить, компоненты каких ещё религиозных культов присутствовали в духовной традиции алан. Предположение о влиянии на неё зороастризма одно время гипотетично выдвигалось X. X. Биждиевым,

A. В. Гадло, С. Н. Савенко и к настоящему времени не отвергается

B. А. Кузнецовым и иеромонахом Дорофеем (Дбаром), посвятившим своё диссертационное исследование истории христианства первого тысячелетия в Абхазии (Биджиев, Гадло, 1979, стр. 41-42, рис. 8; Биджиев, 1992, стр. 74-75; Дорофей (Дбар), иеромонах, 2005, стр. 47; Савенко, 1994, стр. 9; Савенко, 1998, стр. 81; Kuznetsov, 1996, р. 197-204). О том, что, начиная с третьей четверти III в. н. э., зороастризм имел все предпосылки для распространения на северных склонах Кавказских гор, допускают В. Г. Луконин и С. А. Яценко (Луконин, 1979, стр. 19; Яценко, http:/Avww. lib?ral.ru/articlejprint. asp?Nam= 534). В качестве подтверждения влияния зороастризма (или маздеизма) на раннесредневековую аланскую культуру С. А. Токарев указывает, в частности, на гробницы-склепы осетин и ингушей {Токарев, 1986, стр. 347). Но если в отношении Северо-Восточного и отчасти Центрального Кавказа сомнений в присутствии зороастризма нет, что подтверждается также находками зороастрийских погребальных сооружений в районе пос. Кубачи (Мамаев, http://w\vw. dhis. dgu. ru/relis 1 l.htm) и близ Дербента {Гаджиев, 2007), то применительно к Западной Алании этот тезис вызывал резкие возражения Д. С. Коробова (Коробов, 2004). Поводом к таким заявлениям послужила статья Р. Р. Рудницкого «О зороастризме у алан в VII-IX вв.» {Рудницкий, 2001), в которой была предпринята попытка увязать некоторые святилища и погребальный обряд алан с проявлениями классического зороастризма. Вместе с тем, результаты раскопок раннесредневекового аланского могильника VI-VII вв. у с. Едыс в Южной Осетии (Дзаттиаты, 2006) позволили в ходе нашего исследования рассмотреть возможность не только проникновения элементов зороастрийских культов на территорию Западной Алании, но и их синкретизма с христианством.

Для объективного и всестороннего подхода к решению названной проблемы помимо источников были привлечены различные исследования, касающиеся зороастризма: комплексные статьи и монографии (М. Бойс, С. К. Булич, Е. А. Дорошенко, В. Емельянов, Ю. Терапиано, С. А. Токарев, К. М. Ханбабаев), публикации по частным вопросам вероучения (В. А. Абаев, И. С. Брагинский, В. Ю. Крюкова, JI. А. Лелеков, И. М. Стеблин-Каменский,

В. Н. Топоров), этнографические материалы (С. Агабеков, Д. Д. Моди, Г. С. Робертсон), а также отдельные работы, посвящённые погребальной практике зороастрийцев (С. Б. Болелов, М. С. Гаджиев, М. М. Маммаев, М. Б. Мейтарчиян), храмовой архитектуре (И. Ф. Бородина, В. JI. Воронина, Г. А. Кошеленко) и положению христианства в раннесредневековом Иране (В. Г. Луконин).

Предлагаемая работа не претендует на всеобъемлющий охват, являясь частью более крупной темы, которую предполагается посвятить всему комплексу религиозных воззрений алан в эпоху раннего средневековья. Её основная цель ограничивается рассмотрением особенностей христианизации в пределах Западной Алании.

Хронологические рамки этого процесса по существу могут быть обозначены второй половиной VII - XIV вв., т. е. начиная с появления первых достоверных свидетельств о мирных контактах алан с христианами и кончая сильным опустошением их земель войсками правителя Мавераннехра Тимура Тамерлана {Низам-ад-дин Шалш, http://www, vostlit. info/Texts/rus3/Nizamaddin/ frametext.htm). После вторжения среднеазиатского завоевателя вести речь о былом могуществе Алании, уже частично подорванном монголо-татарским нашествием, не приходилось. В течение следующего столетия большая часть аланских земель оказывается под властью кабардинских племён {Алексеева, 1986, стр. 112-113; Марковым, Мунчаев, 2003, стр. 261-262). И если учесть, что всё это происходит на фоне ослабления связей с Византией, откуда собственно и шли распространение и поддержка христианства, то становится понятным, что вести речь о христианизации в аланской среде с XV в. вряд ли представляется возможным. Вскоре аланы как этнос окончательно сходят с исторической арены, послужив основой для новых этнических образований Северного Кавказа позднего времени {Алексеева, 1986, стр. 111; Нечаева, 1975, стр. 40; Кубанов, 1987, стр. 59).

Задачи исследования сводятся к следующему:

1. определить, что именно можно считать начальным этапом христианизации населения Западной Алании?

2. уточнить, когда и как началось его приобщение к христианству;

3. когда христианизация вступила в свою активную фазу, и каков был социальный состав обитателей Верхнего Прикубанья, принявших крещение;

4. раскрыть причины, наконец, объясняющие относительно быстрое и бесконфликтное принятие аланским обществом христианства и в то же время его поверхностный характер?

5. если это было вызвано синкретизмом с предшествовавшими верованиями, то постараться установить с какими именно и почему?

Объект исследования - процесс христианизации Западной Алании.

Предмет исследования — эволюция религиозных верований аланского общества как свидетельство социально-экономических и политических изменений, происходивших на протяжении раннесредневековой истории Западной Алании под влиянием природных, этнокультурных и геополитических факторов.

Поставленные цель и задачи определили методологию исследования. В её основу положен комплексный подход, опирающийся на сопоставлении данных различных источников с учётом их специфики и информативных возможностей. Такой подход включал в себя, прежде всего, историко-генетический, типологический, корреляционный и семантический методы. Рассмотрение письменных источников (письма и описания средневековых авторов, тексты священных писаний) соотносилось с анализом археологического материала (главным образом, погребений и культовых комплексов). Для объективности полученных при этом предварительных выводов были привлечены отдельные данные по ономастике Северо-Западного Кавказа и этнографии осетин — наследников аланской духовной культуры (Гадло, 1994, стр. 173; Кузнецов, 2004, стр. 69; Нечаева, 1975, стр. 36-40).

Источниковая база. При освещении вопросов, связанных с христианизацией Западной Алании во второй половине VII - XIV вв., был привлечён широкий круг нарративных и эпиграфических письменных источников. Среди них армянские и византийские агиографические сочинения («Житие Сукиасянцев», «Мученичество Воскеанов», «Житие преподобного Максима Исповедника», «ЗсЬоНоп з^е Нуротпезйсит»); греческие, армянские и византийские исторические повествования (Геродота, Егише Вардапета, Агафия Миренейского, Менандра Византийца (Протиктора), Прокопия Кесарийского); византийские эпистолярные памятники (письма патриарха Николая Мистика, «Аланское послание» епископа Феодора); сочинения католических миссионеров (монаха-доминиканца Юлиана, монаха-минорита Гильома де Рубрука); описания арабских географов, путешественников и хронистов (Ибн Русте, Аль-Масуди, Мухаммада ибн Наджиб Бекрана, Низам-ад-дина Шами); иранские надписи на Ка'аба-и Зардушт, в Накш-и Рустаме и Сар-Мешхеде. Поскольку в ходе исследования пришлось интерпретировать мотивы поведения алан, включая обрядовые действия, к нему были привлечены отдельные фрагменты Библии, апокрифических Евангелий (Протоевангелие Иакова, Апокриф Иоанна) и священного писания зороастрийцев — Авесты, что позволило получить более или менее последовательную картину развития духовно-религиозных представлений иранских племён в эпоху древности и раннего средневековья.

Существенную опору при изучения особенностей христианизации аланских племён Северо-Западного Кавказа составили архивные материалы и публикации по результатам археологических исследований, проводившихся на протяжении 1939 - 2005 гг. на территории Верхнего Прикубанья и других входивших в Западную Аланию районах (И. А. Аржанцева, А. А. Демаков, И. В. Каминская, А. А. Иерусалимская, А. А. Иессен, В. Б. Ковалевская, В. А. Кузнецов, М. Н. Ложкин, Т. М. Минаева, О. В. Орфинская,

A. Ю. Погребной, Ю. А. Прокопенко, Г. Х.-У. Текеев, Н. А. Тихонов,

B. С. Флёров, У. Ю. Эльканов), Дагестана (М. С. Гаджиев), Южной Осетии

Р. Г. Дзаттиаты), Абхазии (Ю. А. Воронов), Верхнего Дона (А. П. Медведев, Ю. П. Матвеев, И. Е. Сафонов), Северной Буковины (И. П. Русанова, Б. А. Тимощук) и Средней Азии (Э. В. Ртвеладзе, Г. Л. Семёнов).

Дополнением к ним стали сведения по этнографии осетин, собранные в XIX - начале XX вв. (Н. Берзенов, Б. Гатиев, М. М. Ковалевский, Г. Ф. Чурсин, А. М. Шегрен) и ставших к настоящему времени весьма ценными историческими источниками, а также этимология названий некоторых географических мест, некогда входивших в состав Западной Алании (С. X. Ионова, Дж. Н. Коков, А. В. Твёрдый, Я. А. Фёдоров, X. И. Хаджилаев).

Научная новизна работы.

1. Впервые на основе не одной группы, а всего комплекса имеющихся источников (письменных, археологических, этнографических и других) были выделены и систематизированы особенности
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Ср Июл 13, 2011 10:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Научная новизна работы.

1. Впервые на основе не одной группы, а всего комплекса имеющихся источников (письменных, археологических, этнографических и других) были выделены и систематизированы особенности поэтапного распространения христианства в среде средневековых обитателей Западной Алании. При этом был учтён опыт выделения общих закономерностей процесса христианизации, имевшего место в течение раннего средневековья и в других регионах.

2. В ходе исследования удалось не только выявить комплекс причин, по которым христианизация аланского общества ограничилась преимущественно внешними формами, но и обозначить основные черты эволюции религиозных верований алан в целом.

3.Был уточнён, а в ряде случаев пересмотрен характер и назначение культовых объектов алан, и в частности, относящихся к Гилячскому, Кяфарскому и Нижне-Архызскому городищам.

4. Автором был также предложен новый, ранее не принимавшийся в расчёт подход к объяснению, почему с течением времени аланская культура Северного Кавказа претерпевала те или иные изменения, которые отражались, в первую очередь, в её погребальной практике, и почему социальный состав погребённых христианских могильников не соответствовал сведениям письменных источников, сообщавших о принятии христианства представителями аланской знати.

Результаты настоящего исследования заключены в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту.

1. Первый этап пока ещё неофициальной христианизации, как свидетельствует анализ источников, протекал в Западной Алании во второй половине VII - начале X вв. При этом пассивная стадия знакомства с христианством продолжалась примерно до середины IX в. Активное же приобщение алан к новой вере началось не позднее второй половины IX в., т. е. по существу за полстолетия до официального крещения.

2. Второй этап христианизации Западной Алании, связанный с формальным принятием христианства, начался между 912 и 915/6 гг., так и не завершившись финальным этапом данного процесса - евангелизацией.

3. Незавершённость христианизации, равно как и наличие в погребальной практике средневекового аланского общества разнообразных видов погребений, объяснялась присутствием пережитков древнеиранских и наложившихся на них зороастрийских верований, которые соответствовали изменившемуся уровню социально-экономических развития аланских племён в связи с их переходом к преимущественно оседлому образу жизни и, следовательно, новым формам ведения хозяйства.

4. В результате под влиянием природно-географических и этнополитических условий сформировавшийся в конце IV - начале VII вв. в аланском обществе Северо-Западного Кавказа зороастрийско-древнеиранский синкретизм в период христианизации дополнился христианско-зороастрийским, определив тем самым локальные особенности аланской культуры в период христианизации Западной Алании во второй половине VII -XIV вв.

Апробация результатов осуществлялась автором как в виде публикации ряда научных статей, так и в ходе выступлений на научных и научно-практических конференциях. Основные положения диссертации были изложены в докладах на Международной научной конференции «Факт-событие» в различных дискурсах (Пятигорск, 2005), VIII Региональной научнопрактической конференции «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2006), Международной научной конференции «Периодическая печать как источник интеллектуальной истории». (Пятигорск, 2006), Первой Абхазской Международной археологической конференции (Сухум, 2006).

Практическая ценность работы состоит в возможности учитывать и использовать представленные в ней разработки при подготовке обобщающих работ, написании монографий и статей по средневековой истории Северного Кавказа, в просветительской деятельности, а также в специальных вузовских курсах по археологии и социо-культурной антропологии народов Северного Кавказа. Целесообразно их привлечение при осуществлении экспозиционно-музейной и лекционно-пропагандистской деятельности.

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию и сопровождается приложениями, дополняющими и иллюстрирующими основной текст.
Заключение:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших задач представленной работы было показать, что процесс христианизации Западной Алании во второй половине VII - XIV вв. имел ряд локальных специфических черт, при которых само принятие христианства в сознании ираноязычного населения Северного Кавказа воспринималось, по всей видимости, в качестве дальнейшего развития его духовно-религиозных традиций.

Условия, послужившие причинами складывания в области Верхней Кубани устойчивого этноплеменного объединения, ядро которого составили потомки савроматов и алан (Алексеева, 1976; Виноградов, 1965; Погребной, 2005в), и приведшие впоследствии к созданию на его основе крупного этнополитического образования в лице Западной Алании, естественным образом, в свою очередь, повлекли за собой изменения и в духовной жизни местного населения. Многочисленные первобытные культы аборигенных племён, неразвитость прежних верований самих алан и их ираноязычных предшественников, уже не отвечали менявшимся формам социально-политической структуры и хозяйственной деятельности общества. Новые условия требовали переосмысления представлений о сверхъестественном и выбора иных религиозных ориентиров, которые бы соответствовали изменившейся реальности. Важнейшими в этом процессе оказались внешнеполитические факторы.

Так известно, что в V - начале VII вв. между северокавказскими аланами и Сасанидским Ираном отношения временами носили определённо союзнический характер, что во многом объяснялось, с одной стороны, отсутствием вследствие языкового родства коммуникативного барьера, а с другой - наличием довольно протяжённой общей границей. В дополнение к этому уже со второй половины VI в. устойчивые торговые связи были также налажены и с одной из периферийных территорий Ирана - Согдом. Одновременно аланы вступали в эпизодические контакты и с Византией.

Однако более тесные взаимоотношения с нею установились лишь с окончанием ирано-византийских войн и последующим завоеванием арабами империи Сасанидов в 633-651 гг.

На этом основании можно сделать вывод, что для проникновения в Западную Аланию господствовавших в этих государствах религий имелись вполне объективные причины. Но если буквальных указаний на распространение зороастризма у алан в письменных источниках нет, то относительно христианства такие свидетельства имеются.

Первый этап, тогда ещё неофициальной христианизации Западной Алании, начался примерно с середины VII в., когда аланам удалось распространить своё влияние на соседние районы не только Северного Кавказа, но и Закавказья. Внешнеполитические успехи на фоне общего усиления позиций в регионе неизбежно повлекли за собой и невольное приобщение алан к христианству, ибо часть адыгских народов, абазги и апсилы, с которыми они столкнулись, к этому времени уже были христианизированы. Сведения о таких контактах содержаться в «Житии преподобного Максима Исповедника» и в «ЗсЬоНоп Б^е Нуротпезйсит» Анастасия апокрисиария. Любопытен в этой связи фрагмент из последнего сочинения, где говорится о том, что в Алании «христианская вера ещё не утвердилась», и что к власти в ней в это время приходит «христолюбивый» правитель Григорий. Из этого следует, что уже со второй половины VII в. какая-то часть населения Западной Алании была, по меньшей мере, не только знакома с христианством, но и по каким-то причинам благосклонно к нему относилась. Вместе с тем, неподдельный интерес вызывает вопрос, почему по прошествии шести столетий, когда значительное время минуло уже после официального крещения, аланы так и не смогли по-настоящему приобщиться к новой вере, о чём красноречиво свидетельствуют сообщения, оставленные в XIII в. доминиканцем Юлианом, епископом Феодором и миноритом Гильомом де Рубруком. Причины, на наш взгляд, должны находиться в религиозной сфере.

Но каких же верований в таком случае придерживались аланы, если они (эти верования) в этических своих проявлениях напоминали современникам VII в. христианские догматы (именно такой вывод следует сделать из выражения «христолюбивый», обращенного к аланскому властителю), а впоследствии несмотря ни на что, так и не уступили ему всех своих позиций? Это тем более важно было бы знать, поскольку ещё незадолго до этого, в V в., как следует из армянского агиографического сочинения «Житие Сукиасянцев», основная масса аланского населения во главе со своими правителями крайне отрицательно относились к христианской вере. Наметить пути разрешения возникшего вопроса позволил, в первую очередь, анализ наиболее изученных христианских могильников Гилячского, Адиюхского, Нижне-Архызского городищ. Это оказалось возможным благодаря наличию в погребениях христианского периода X-XIV вв. пережитков дохристианских верований алан.

Как выяснилось, одной из особенностей христианства алан было присутствие в нём языческого культа умерших, проявлявшегося в обряде обезвреживания погребённых. В христианских захоронениях Гилячского городища значительные разрушения костяков встречались почти во всех случаях. Такая же картина наблюдалась в нижне-архызских христианских могильниках. На Адиюхском городище она была несколько иной, поскольку повреждённые костяки были зафиксированы примерно в 40 % погребений. Следовательно, отмеченный ещё в аланских катакомбах V — начала VIII вв. могильника Клин-Яр III обряд обезвреживания погребённых (ООП) с утверждением христианства в Верхнем- Прикубанье не исчезает из погребальной практики аланского населения. Возможно, при этом меняются и его акценты, так как теперь вторичное проникновения в христианское захоронение представляется не стремлением «обезвредить» покойного, а необходимым актом проявления заботы о нём. Так или иначе, наличие следов данного обряда в христианских погребениях Западной Алании указывает на сохранявшееся долгое время в местной среде влияние языческих культов.

В то же время, оказалось, что в христианских могильниках Адиюхского и Нижне-Архызского городищ большинство умерших, погребённых в каменных ящиках, представляло низшие слои общества или, возможно, духовенство. На первом городище на их долю приходилось примерно 70 %, а на втором - 75 % от общего числа захоронений. Средние социальные слои были представлены почти в равной мере, составив пятую часть всех верующих. С погребениями высшей знати, мы столкнулись только в Нижнем Архызе, и то в одном случае (погребение № 129 в интерьере северного Зеленчукского храма). Но эти данные вступают в противоречие с тезисом о заинтересованности аланской верхушки в христианизации, без которой она не могла бы состояться, о чём явно следует из письменных источников первой половины X в.

Выход из этого противоречия может состоять лишь в признании того, что аланская знать, несмотря на принятие христианства, продолжала хоронить своих умерших родственников в каких-либо иных по своей конструкции погребениях. О том, что в период христианизации крещёными аланами использовались погребения не только в виде каменных ящиков, красноречиво свидетельствует функционировавший одновременно с христианской церковью могильник № 2 Гилячского городища, состоявший из полуподземных склепов.

Однако применительно к Нижне-Архызскому городищу даже этот тип захоронений не позволяет восстановить на основе погребальных памятников полную социальную картину принявшего христианство аланского общества. В окрестностях этого крупного поселения, где располагался центр Аланской епархии (а позднее митрополии), если в христианских могильниках насчитывается немногим более 140 каменных ящиков, то склепов всех видов (подземных, полуподземных и наземных) - только около 100. Вместе с тем, к настоящему моменту там же известно примерно 2850 захоронений в скальных могильниках (Кузнецов, 1993а, стр. 157-177, 180-182; Тихонов, Орфинская, 1997, стр. 72-73). Такое соотношение со всей очевидностью показывает, что принявшие крещение аланы в Х-Х11 вв. явно отдавали своё предпочтение именно скальным погребениям, среди которых нередко отличаются весьма богатым инвентарём и которые, следовательно, использовались местной аланской знатью (Демаков, Орфинская, 1999, стр. 71-80; Кузнецов, 1993а, стр. 121-124, 129-136; Текеев, 1988, стр. 151-160).

Появление в конце IV - начале VII вв. в похоронной обрядности ираноязычного населения Западной Алании всех перечисленных видов погребальных сооружений, пришедших на смену земляным катакомбам, вряд ли напрямую было связано с причинами хозяйственно-практического характера, обусловленного условиями рельефа {Минаева, 1971, стр. 226-227). То, что природные условия не были определяющими, подтверждается соседством в некоторых случаях скальных захоронений с синхронными им катакомбными, как например, в окрестностях Кисловодска {Рунич, 1971, стр. 7Cool. Правда нельзя отрицать, что, будучи вытесненными во второй половине IV в. со степных территорий тюркоязычными кочевниками, аланы в первую очередь из-за относительной земельной тесноты горных ущелий были вынуждены перейти к преимущественно оседлому образу жизни с отгонным (яйлажным) скотоводством и, следовательно, к новым формам хозяйствования {Минаева, 1971, стр. 141, 188, 226-227; Тургиев, 1969, стр. 126, 128). В значительной степени этому способствовали благоприятные климатические условия эпохи раннего средневековья, которые позволяли заниматься земледелием и огородничеством в зоне 900-1500 м над уровнем моря даже в тех местах, где в настоящее время ведение такого рода хозяйства не представляется возможным {Коробов, 2008, стр. 221-222). А уже это, как следствие, создавало в аланском обществе условия для восприятия таких религиозных установок, какие бы соответствовали изменившемуся уровню социально-экономических отношений.

Роль носителя подобных изменений в сознании обитателей Западной Алании первоначально мог выполнять зороастризм, ставший в эпоху раннего средневековья одним из инструментов внешней политики Сасанидских шахиншахов и распространявшийся, главным образом, среди иранских народов {Егише Вардапет, 1853, стр. 11; Бойс, 1988, стр. 125, 162; Дорошенко, 1982, стр. 20). Беря истоки в культах древнеиранских племён, зороастрийское вероучение не было абсолютно чуждым аланам, о чём, в частности, свидетельствует анализ недавних находок, сделанных на Верхнем Дону при раскопках «княжеского» погребения Липецкого кургана № 1 (Медведев, Матвеев, Сафонов, 2008, стр. 123-125). А то обстоятельство, что священные тексты Авесты поощряли развитие скотоводства и земледелия, причисляя эти занятия к главным средствам борьбы людей с силами зла (Видевдат 3; Ясна 29. 6-7; Ясна 47. 3), полностью отвечало назревшим потребностям аланского общества. Если принять во внимание изложенные выше аргументы, то вывод о том, что появление в аланской погребальной практике новых видов захоронений, наибольшее внимание среди которых вызывают скальные, было вызвано, видимо, более глубокими, нежели это предполагалось ранее, а именно - религиозными причинами, представляется вполне закономерным. Подтверждением такой трактовки является наличие сходных по конструкции и разнообразию погребальных сооружений в зороастрийских могильниках Средней Азии и Ирана (Мейтарчиян, 2001, стр. 69-71, 98-101; Ртвеладзе, 1983, стр. 125-141).

Косвенно возможность проникновения зороастризма на территорию Западной Алании подтверждается в надписях Шапура I и Кардира на Ка' аба-и Зардушт, в Накш-и Рустаме и Сар-Мешхеде, в сочинениях Пэй Цзюя, Прокопия Кесарийского, Менандра Византийца (Протиктора), Аль-Масуди, Егише Вардапета и в «Житии Сукиасянцев». Но есть и прямые тому свидетельства: остатки зороастрийских святилищ на территории Гилячского, Кяфарского и Нижне-Архызского городищ, семантика рельефов Кяфарских дольменообразных склепов, находки в аланских погребениях сасанидских гемм с зороастрийской символикой, особенности покроя и декора, обнаруженных в скальных захоронениях Верхней Кубани образцов аланского костюма VII -первой половины XI вв., запёчатлённые в ономастике Северо-Западного Кавказа и имеющие отношения к зороастризму названия. Кроме того, по истечении нескольких веков учёными-этнографами (М. М. Ковалевским,

Г. Ф. Чурсиным, А. М. Шегреном) и некоторыми представителями из числа образованных местных жителей (Н. Берзеновым, Б. Гатиевым) были зафиксированы в одних случаях не столь очевидные, в других — вполне явные следы присутствия зороастрийской религиозной традиции в духовной культуре осетин — народа, на этногенез которого аланы оказали наибольшее влияние. Весьма показательным является тот факт, что вплоть до недавнего времени именно у осетин продолжала сохраняться практика использования погребальных сооружений почти всех имевших место в аланской культуре видов захоронений (за исключением скальных). Тут были и подземные, и полуподземные, и наземные склепы, и каменные ящики. В последних осетины хоронили вплоть до середины XIX в., когда лишь по настоянию православных священников, прибывавших из России, их заменили деревянными гробами (Калоев, 1971, стр. 226; Калоев, 1984, стр. 95-96).

Краткий анализ, казалось бы, совершенно отличных друг от друга скальных и склеповых захоронений, относящихся к могильникам Гилячкого, Кяфарского, Нижне-Архызского городищ, Мощевой Балки и балки Сосенки, а также сопоставление их с исследованными зороастрийскими могильниками Мерва, Хорезма, Согда, Бактрии, Нуристана и Хузистана обнаружили в ряде случаев прямые аналогии и подтвердили наличие в раннесредневековой аланской среде компонентов зороастрийских верований.

Следует отметить, что Мерв, Хорезм, Согд, Бактрия, Нуристан и Хузистан хотя и составляли периферийные области, всё-таки входили в состав Сасанидского Ирана. Однако, несмотря на это государственная религия империи Сасанидов, каковой являлся зороастризм, так и не смогла полностью изжить там наследие старых, в основном, древнеиранских культов, которые оказывались, по-прежнему, сильны. Что же касается Алании, и в нашем случае Западной Алании, которая: никогда не являлась частью Ирана, ограничиваясь лишь союзническими с ним отношениями, то предъявлять требования ортодоксального зороастризма к имевшим место в ней погребальным обрядам было бы тем более ошибочным. Это внесло бы искажения в оценку сложной, а подчас противоречивой картины исторической действительности раннего средневековья. Как и на окраинах державы Сасанидов, в условиях Северного Кавказа зороастрийские догматы не могли избежать наложения на идущие из глубины веков верования местного, в первую очередь, ираноязычного населения Западной Алании. Поэтому рассматривать свидетельства присутствия в аланской среде элементов зороастризма без учёта степени влияния на погребальную обрядность алан пережитков предшествующих верований и местных культурных традиций нельзя. Доказательством справедливости обозначенного подхода является отражённое в рельефах упоминавшейся «Кяфарской гробницы» слияние древнеиранских и зороастрийских религиозных представлений.

Возвращаясь к особенностям христианизации Западной Алании, отметим, что вслед за первоначальным знакомством с новой верой посредством установления непосредственных контактов с её носителями приобщение аланского населения к христианству должно было принять более глубокие формы проявления, соответствуя второй стадии неофициальной христианизации. В отличие от предыдущего в этот период, который происходил, вероятно, в течение второй половины IX — начала X вв., внутри аланского общества должны были уже складываться постоянные группы христиан и появляться первые церковные постройки, что предваряло бы акт официального крещения Западной Алании. Этому способствовали как внешнеполитические ориентиры, обозначившиеся со второй половины VII в. и направленные на поддержание прочных связей с Византией, так и факторы внутреннего развития, обусловленные становлением в Алании институтов раннефеодального общества. Миссионерская проповедь византийских священников, могла убеждать алан в схожести ключевых положений религиозной догматики зороастризма и христианства, используя целый ряд параллелей в этих вероучениях и подготавливая почву для окончательного закрепления последнего из них.

Материальным воплощением этого процесса является возведённый на территории Нижне-Архызского городища редкий по своей конструкции и исполнению южный Зеленчукский храм. В нём благодаря типичным для местной традиции архитектурным приёмам, преднамеренно задуманной яйцеобразной форме основания купола и ориентации центральной оси храма на восход солнца в день весеннего равноденствия, к которому приурочивалось празднование наиболее важных и для христиан, и для зароастрийцев религиозных праздников, зодчему удалось гармонично вписать зримое проявление основной сути христианской веры в местную духовную и культурную среду. На этом основании южный Зеленчукский храм можно рассматривать в качестве уникального памятника христианско-зороастрийского синкретизма, в архитектуре которого отразились особенности второй стадии неофициальной христианизации аланского общества, в котором пока продолжали господствовать зороастрийско-древнеиранские культы.

И здесь мы подходим к выводу, отвечающему на самый важный для нашего исследования вопрос: почему вслед за уже официальным крещением, свершившимся предположительно между 912 и 915/6 гг. и обозначившим начало второго этапа христианизации, так и не последовала евангелизация населения Западной Алании.

Поддержанное аланской верхушкой христианство по сравнению с зороастризмом помимо прочего обладало, безусловно, важным достоинством, которое заключалось в его надэтническом характере, что было крайне важно для усиления позиций раннефеодального государства, каковым в то время являлась Западная Алания, в условиях полиэтничности Северного Кавказа (Авдиенко, 1979, стр. 102-104; Кузнецов, 1962, стр. 74; Погребной, 20056). И в этом была его сильная сторона. Однако принятие христианства отнюдь не означало его полной победы над зороастризмом. Не даром Ибн-Русте писал о том, что «сам царь Аланов христианин, а большая часть жителей его кяфиры и поклоняются идолам» (Караулов, 1903, стр. 49-50). Формальное крещение не помешало основной массе аланского населения продолжать хоронить умерших сородичей в скальных и разнообразных склеповых захоронениях (преимущественно полуподземных и наземных), что в целом соответствовало погребальной практике, сложившейся под воздействием зороастризма. Новая вера относительно легко вписалась в стройную систему прежних религиозных алан. Это подтверждают и выводы проф. Б. Скитского, который был убеждён, что в культуре аланского общества «произошёл синкретизм старого язычества и нового христианства, точнее сказать, образовался очень тонкий налёт христианства на вполне устойчивые языческие верования, которые сохранились во всей своей целостности в жизни осетин до позднейшего времени» (Скитский, 1947, стр. 42-44). Правда, здесь было бы уместнее вместо «язычества» употребить термин «дохристианские культы», ибо исследователь, не раскрывая многообразие и многослойность религиозных верований алан, имел в виду лишь всю совокупность тех из них, которые предшествовали христианству. То, благодаря чему аланское общество благосклонно восприняло христианство, теперь стало препятствием в его дальнейшей евангелизации.

Христианское вероучение, видимо, изначально расценивалось аланами как логичное продолжения зороастрийского учения о Едином Боге-Творце (Ахура-Мазде) и Его Сыне-Спасителе (Саогийанте), о небесах и аде, о Дне Суда и грядущем воскресении праведников. В итоге это выразилось в соединении культов данных религий в сознании ираноязычных обитателей Западной Алании. Любопытно, что подобное отношение, правда, к исламу как к продолжению зороастризма имело место в УШ-1Х вв. и в среде других иранцев - жителей Согда (Бойс, 1988, стр. 179; Дорошенко, 1982, стр. 38-39). Убедить алан принять Христа оказалось легче, чем понять, почему нужно отказываться от всех своих прежних верований, тем более что ключевых моментах догматики они не противоречили друг другу. В конечном итоге, всё это породило весьма странное вызывавшее недоумение у современников явление в духовной культуре Западной Алании Х-ХГУ вв., когда, посещая христианские храмы, обращаясь к христианским священникам и называя себя христианами, аланы продолжали чтить свои прежние культы и по существу следовать своим дохристианским религиозным обрядам.

Зороастризм был жизнеутверждающей верой, а не религией отречения от мира. Он признавал изначальную благостность материальной действительности и соответственно плотского тела, придавал людям надежду, силу, диктовал правила поведения, многие из которых сохранились по сей день (Бойс, 1988, стр. 174). Эта религия естественно вырастала из системы имевших место в аланском обществе древнеиранских представлений о сакральном, какие должны были в нём сохраняться, предлагая на новом этапе развития и в новых условиях несколько иное их осмысление. Поэтому не удивительно, что зороастризм впоследствии не уступил своего места христианству, а лишь объединился с ним. На это указывает сам факт синхронного существования скальных и склеповых могильников наряду с приуроченными к церквам и состоящими из захоронений в каменных ящиках христианскими кладбищами.

Примечательно, что на о. Харг в Фарсе и в некрополе Миздакхана в Хорезме христиане практиковали использование таких же погребальных сооружений, что и зороастрийцы. А в Куркатском некрополе Согда в раннеисламское время местные жители продолжали хоронить умерших в погребениях, соответствующих зороастрийским традициям. Это лишний раз доказывает, что для вчерашних последователей зороастризма принятие христианства отнюдь не связывалось с изменениями в их погребальной практике и типология захоронений не может рассматриваться в качестве одного из очевидных проявлений обращения алан в новую веру.

В период христианизации Западной Алании сочетание, а иногда и прямое слияние старых и новых культов находило своё внешнее выражение и в одновременно действовавших, правда «освящённых» впоследствии христианским клиром, зороастрийских святилищах и христианских храмах, как это, в частности, наблюдалось на территории Гилячского, Кяфарского и Нижне-Архызского городищ. Анализ письменных источников X — конца XIV вв. позволяет сделать вывод не только о присутствии в Западной Алании христианства, но и о его синкретизме с местными, вероятнее всего, зороастрийско-древнеиранскими культами. Предложенный подход вполне объясняет почему, несмотря на заинтересованность светской власти Западной Алании в христианизации, её «прочный союз» с христианской церковью даже по прошествии пяти столетий так и не состоялся (Малахов, 1992, стр. 23-24).

Развитие религиозной системы как таковой предполагает освещение неизбежно вытекающего из этого явления религиозного синкретизма, которое, в свою очередь, порождается спецификой человеческого мировоззрения, не способного в единочасье полностью отказаться от прежних взглядов, устоев, обычаев, т. е. от того, что в совокупности именуется традицией. Всё это не могло не проявиться в культуре аланских племён Северо-Западного Кавказа, оказавшихся в раннем средневековье в новых природно-географических и этнополитических условиях. В то же время в рамках представленной работы едва ли было возможным осветить весь комплекс религиозных воззрений алан, значительную часть которых составляли древнеиранские культы. Поэтому её задачи были ограничены исключительно выявлением этапов и особенностей распространения и утверждения христианства в аланском обществе, а также рассмотрением элементов тех верований, которые, благоприятствуя начальным этапам процесса христианизации, а впоследствии стали препятствием для его завершения.

Учитывая всё изложенное, можно сделать вывод, что сформировавшийся под влиянием новых природно-географических и этнополитических условий в конце IV - начале VII вв. зороастрийско-древнеиранский синкретизм аланских племён Северо-Западного Кавказа, начиная со второй половины VII в., оказался в условиях складывания предпосылок для перехода к следующей ступени своей эволюции. Эти предпосылки были вызваны началом неофициальной христианизации, на заключительной стадии которой стали возводиться первые христианские храмы. С наступлением следующего этапа христианизации, отправная точка которой отмечена актом официального крещения между 912 и 915/6 гг., зороастрийско-древнеиранский синкретизм дополнился христианскозороастрийским, обозначив тем самым всю «амальгаму разновременных и разностадиальных элементов» религиозной традиции аланского общества в эпоху раннего средневековья. Данные обстоятельства в конечном итоге и определили локальные особенности тех процессов и явлений, отразившихся в духовной и материальной культуре населения Западной Алании в период его христианизации во второй половине VII — XIV вв.
Список литературы:
1. Авеста в русских переводах (1861—1996). 1998 / Сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И. В. Рака. — СПб. — 480 с.
2. Авеста. 1992. Избранные гимны из Видевдата / Пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И. М. Стеблина-Каменского. М. - 205 с.
3. АКАК. 1878. Т. IX. Тифлис. - 1013 с.
4. Алеманъ А. 2003. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. 608 с.
5. Апокрифы древних христиан. 1989. Исследование, тексты, комментарии. М. - 336 с.
6. Армянские источники об аланах. 1985 / Сост. Р. А. Габриелян. Сер. 1 №3 (45). Вып. I. Ереван. - 64 с.
7. Библия. 1991. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / В русском переводе с параллельными местами. М. — 1230 с.
8. Гаты Заратуштры. 2000. / Вступ., стихотворный пер. с авестийского, коммент. И. М. Себлин-Каменского // ВДИ. № 2. С. 290-300.
9. Геродот. 1972. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. — Л. 600 с.
10. Егише Вардапет. 1853. История. Борьба Христианства с учением Зороастровым в пятом столетии, в Армении / Пер. с арм. П. Шаншиева. -Тифлис. 93 с.
11. Житие преп. Максима Исповедника Электронный'ресурс. ; Жизнь, дела и подвиги преславного и блаженнейшего отца нашего и исповедника Максима, и о двух учениках его. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.romanitas. ru/lifes/001.htm
12. Караулов Н. А. 1903. Сведения арабских географов IX и X вв. по P. X. о Кавказе, Армении и Адербейджане. Ибн-Рустэ / Пер. с араб, и прим. Н. А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис. - С. 1-63.
13. Караулов Н. А. 1908. Сведения арабских географов IX и X вв. по P. X. о Кавказе, Армении и Адербейджане. Масуди / Пер. с араб, и прим. Н. А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXVIII. Тифлис. - С. 1-130.
14. Менандр Византиец. I860. Продолжение истории Агафиевой // Византийские историки / Пер. С. Дестуниса. СПб. - С. 3-479.
15. Мухаммад ибн Наджиб Бекран. Описание мира Электронный ресурс. = Джахан-Наме / Пер. 3. Н. Ворожейкиной : Материалы по истории киргизов и Киргизии. Электрон, дан. - М., 1973. - Режим доступа: http://www.vostlit. narod.ru/Texts/rus4/Bekran/text.htm
16. Низам-ад-дин Шами. Книга побед Электронный ресурс. = Зафар-Намэ / Пер. В. Г. Тизенгаузена : Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — Электрон, дан. М., 1941. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/ Texts/rus3/Nizamaddin/frametext.htm
17. Преп. Максим Исповедник Электронный ресурс. ; Кн. I, 3 : Bible Studies. Русские страницы. Библиотека. Книги. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Books/Flor58-7.html
18. Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе. 1861. Часть XX. М. - 99 с.
19. Прокопий Кесарийский Электронный ресурс. ; Война с готами. О Постройках / Пер. С. П. Кондратьева. Электрон, дан. — Режим доступа: http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop/got31 .htm
20. Прокопий Кесарийский. 2000. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. с греч., вступ. статья, коммент. А. А. Чекаловой. СПб. -543 с.
21. Ригведа. 1999. Мандалы IX-X / Изд. подгот. Т. Я. Елизаренкова. — М. — 767 с.
22. Рубрук Гилъом. 1957. Путешествие в Восточные страны // Плано Карпини Дж. дель. История Монгалов / Пер. А. И. Малеина. М. - 460 с.
23. Юргевич В. 1863. Рассказ римско-католического миссионера доминиканца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев // ЗООИД. T.V. Одесса. - С. 786-808.
24. The Orthodox Study Bible. 1993. Nashvill. 1048 p.1. Литература
25. Абаев В. И. 1990а. Два зороастризма в Иране // Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ. - С. 75-88.
26. Абаев В. И. 19906. Дохристианская религия алан // Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ. — С. 102-114.
27. Абаев В. И. 1990в. Скифский быт и реформа Зороастра // Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ. - С. 9-51.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Ср Июл 13, 2011 10:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

100. Емельянов В. М. Заратустра продолжает говорить Электронный ресурс. ; Поклонники Огня и Солнца борются со злом : НГ Религии ; Вера и люди :зороастризм. — Электрон, журн. Режим доступа: http://www.religion. ng.ru/people/2003-09-03/3 zaratustra.html
101. Зороастризм в средневековом Дагестане Электронный ресурс. : Русский Анджоман ; Благоверие. Мир Благой Веры. Наследие. Россия. Кавказ. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.blagoverie.org/heritage/ Russia/Caucasus/Kubachi.phtml
102. Иванеско А. Е. 1997. О нартовском народе царциате // Исторические этюды. Вып. 2. Ростов-на-Дону. - С. 30-39.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 312

СообщениеДобавлено: Ср Июл 13, 2011 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

141. Кузнецов В. А. 1980. Аланский культ солнца и огня // X Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов и сообщений). М. -С. 53-54.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
R.Bohani



Зарегистрирован: 02.04.2009
Сообщения: 335
Откуда: Анэран

СообщениеДобавлено: Сб Янв 14, 2012 3:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

СПОР МУСУЛЬМАНИНА С ОГНЕПОКЛОННИКОМ

Огнепоклоннику сказал имам:
"Почтенный, вам пора принять Ислам!"

А тот: "Приму, когда захочет Бог,
Чтоб истину уразуметь я мог".

"Святой Аллах,- имам прервал его,-
Желает избавленья твоего,

Но завладел твоей душой Шайтан:
Ты духом тьмы и злобы обуян".

А тот ему: "По слабости моей,
Я следую за теми, кто сильней.

С сильнейшим я сражаться не берусь,
Без спора победителю сдаюсь.

Когда б Аллах спасти меня хотел,
Что ж Он душой моей не завладел?"

Руми
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> История Мазда Ясны Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта