Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

С чего начинается Родина или Где родился пророк Заратуштра?


 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> История Мазда Ясны
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Вт Май 01, 2012 8:59 am    Заголовок сообщения: С чего начинается Родина или Где родился пророк Заратуштра? Ответить с цитатой

Споры о том, где находилась родина Заратуштры и где было царство шаха Виштаспа идут давно, на сегодняшний день есть несколько версий.

1) Ариана Ваэджо охватывала территорию юга Средней Азии и Афганистана
2) Ариана Ваэджо охватывала территорию Северо-Западного Ирана
3) Ариана Ваэджо охватывала территорию Южного Урала.

Первая версия фактически уже изложена на сайте (см. разделы Авестийская география, Локализация реки Вахви-Даитья).

Вторая версия изложена в пехлевийских и более поздних источниках. Хукарья связывается с Эльбурзом и Демавендом.

Третья версия была предложена Мэри Бойс. Должен сказать, что пока не предложены соответствующие параллели между авестийской географией и Южным Уралом. Вероятно, это может сделать читатель этих строк. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Май 01, 2012 10:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Друг Фаррух! Вот что я нашел по заявленной теме.
Насчет полярной прародины - с этим я то же согласен, т.к. читал Риг-веду.

Под полярной прародиной я понимаю территорию Кольского п-ва. В греческих мифах Апполон был гиперборейцем, и при сравнительно-мифологическом анализе он соотноситься с Бальдаром и Свентовитом.

А на Кольском недавно наши вот что:

Вот лик аримана, который отныне там обретается



Ведь он же наслал холод на Арьяна Вэджу.

А вот там же нашли пирамиды и странные памятники





Но важно помнить, что это не имеет никакого отношения к Вере, и должно восприниматься с юмором.

Что дальше:

Первым пророком единобожия в истории человечества был Заратуштра. По поводу времени и места его жизни древними авторами высказывались очень разные мнения. Греческие историки утверждали, что он жил за 5000 лет до Троянской войны, поздние зороастрийские и мусульманские – за 300 лет до Александра Македонского. По мнению крупнейшего современного русского ираниста И.М. Стеблин-Каменского, «время и место его деятельности осторожнее всего было бы наметить так: рубеж II-I тыс. до н.э., предгорные области Центральной Азии в самом широком понимании (от Южного Урала до Саяно-Алтая, включая, разумеется, и собственно средне-азиатские: Тянь-Шань, Памиро-Алай, Гиндукуш, Копетдаг и т.д.)» (Гаты Заратуштры. Вступление, стихотворный перевод с авестийского и комментарии И.М. Стеблин-Каменского // Вестник древней истории. № 2. 2000. С. 291). Однако указанная датировка представляется слишком поздней. Язык поэтических проповедей Заратуштры – Гат (слово того же корня, что и русское «гадать») чрезвычайно архаичен и близок к языку священной книги индоариев Ригведы, начало составления которой относится к середине II тысячелетия до Р.Х. Поэтому более обоснованной выглядит точка зрения Мэри Бойс – крупнейшего западного специалиста по зороастризму: «Можно, таким образом, осмелиться лишь предположить, что Зороастр жил между 1500 и 1200 гг. до н.э.» (Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. С. 27).
Что касается родины Заратуштры, то ее зороастрийская традиция помещает в стране Арьяна Вэджа («Арийский Простор») (Яшт 9.25). Первоначально этим именем обозначалась полярная прародина ариев. Применительно же ко времени жизни Пророка ее надлежит отождествлять со степной областью к югу от Уральских гор (само название которых хранит память об ариях). В предисловии к русскому изданию своей книги Бойс говорит об этом вполне определенно: «Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги» (Бойс. С. 3). Прародина индо-иранских ариев находилась в области андроновской археологической культуры бронзового века, распространенной во втором тысячелетии до Р.Х. на огромной степной территории от Волги на западе до Минусинской котловины на востоке. Именно на алакульском этапе андроновской культуры (15-12 вв. до Р.Х.) археология впервые фиксирует признаки появления зороастрийских ритуалов – захоронения в каменных ящиках-цистах, призванные предотвратить осквернение земли, воды и огня мертвым телом (подобный способ захоронения считался допустимым в зороастризме и впоследствии, наряду с обычным выставлением тел в «башнях молчания» - дахмах). С описания Арийского Простора начинается 1-я глава (так называемая «Географическая поэма») авестийской книги «Видевдат»: «Сказал Ахура Мазда Спитамиду Заратуштре: – Я, Я, о Спитамид Заратуштра, превратил безрадостное место в мирный край. В качестве первой из лучших местностей и стран создал Я, Ахура Мазда, Арьяна Вэджу у прекрасной [реки] Датия. Но там создал злокозненный Ангхро Майнью в качестве бича страны (выводок) рыжеватых змей и ниспосланную бесами зиму. Там десять зимних месяцев и два летних месяца, и они холодны – для воды, холодны – для земли, холодны – для растений, и это – середина зимы и сердцевина зимы, – а на исходе зимы – чрезвычайные паводки». Впоследствии, по мере продвижения арийских племен на юг, имя Арьяна Вэджи переносилось на другие занимаемые ими земли. Этот процесс хорошо засвидетельствован для многих древнеарийских географических названий. Например, Волга именуется по-ирански Ра еще на карте Клавдия Птолемея (2 в. от Р.Х.). В то же время в Ригведе вариант того же имени Раса применяется к притоку Инда или вообще к мифической небесной реке (Ригведа 10, 75). Память о реальной Волге хранит образ иранской Ранхи, в водах которой водится рыба кара (осетр) (Яшт 14, 29), у истоков которой сильные морозы (Видевдат 1, 20) и чье воплощение Харахвати Ардви Сура (санскритская Сарасвати – «обладательница вод») носит шубу из шкур 300 бобрих (Яшт 5, 129). Ранха стекает с вершины Хукарья (гора Иремель на Южном Урале: в древности истоком Волги считали реку Белая) гор Хара Березайти (Урал) и впадает в море Ворукаша (Каспийское) «тысячью протоков и тысячью озер» (Яшты 5 и 12). Примечательно также и смысловое сходство русского названия Волга («влага») и индо-иранского Раса-Ранха-Ра («роса»).
Еще одним именем, которым в зороастрийской традиции называется родина Заратуштры, является Хванирата, что по-авестийски означает «Страна поющих колесниц». Колесница (по-ирански рата) была изобретена индо-иранскими племенами андроновской культуры. Самые ранние находки колесниц в андроновских захоронениях относятся ко времени около 2000 г. до Р.Х. Именно колесница стала тем средством быстрого передвижения и грозным оружием, благодаря которому андроновские арии смогли завоевать земли нынешних Средней Азии, Ирана и Индии.

http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=143

А вот о происхождении Руси:

В авестийском иранском языке корень, который, по моему мнению, родственен слову Русь, имеет вид «рауч» и означает «свет». В индоевропейском религиозном сознании понятия белизны и света неразрывно связаны с понятием святости. Поэтому не удивительно, что указанный корень присутствует в выражении, которым в зороастризме именуется обитель Бога и рай – «Анагранам Раучама» (букв. «Бесконечные Светы»): «В зороастрийской космологии четвертая, верхняя сфера, обитель Ахура Мазды; в этом качестве отождествляется с Домом Хвалы и иногда с Гаронманой. В Анагранам Раучама локализуется рай; иногда выражение “Бесконечный Свет” употребляется как метафорическое обозначение вселенского Добра и благости Ахура Мазды» (И.В. Рак. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб. – Москва, 1998. С. 445).

Слова с этим корнем присутствуют уже в «Гатах» Заратуштры. Наиболее важный случай его употребления мы находим в 7-м стихе Ясны 31:

yasta manta pouruyo
raocebish roithwen hvathra

Перевод М.И. Стеблин-Каменского:

И кто помыслил первым:
«исполнить блага светам

Комментарий И.М. Стеблин-Каменского к этим строкам:

31.7. Далее излагается развитие мира от начала Творения.
«Исполнить блага светам» – т.е. наполнить благой мир светами (авест., досл.: «светами наполнятся [пусть] блаженства», трактуется как мантра, положившая начало Творению). В «светах» может подразумеваться как вообще «свет» или «светы Рая», так и «светы» священных огней. «Пусть наполнятся» или «смешаются, соединятся» светы-огни с первозданным свободным пространством (благ, блаженства), и возникнет Творение (благое).
Гаты Заратуштры. Перевод с авестийского И.М. Стеблин-Каменского. СПб., 2009. С. 60

Согласно Заратуштре, в ходе сотворения мира усилием мысли Бога благое пространство было заполнено Божественным Светом (Рауч-), присутствие которого в телесном мире, таким образом, знаменует собой божественное присутствие. Это подтверждает уже высказывавшуюся мною мысль о том, что определения Руси как Светлой и Святой земли раскрывают сокровенный смысл её имени и восходят ко временам иранско-славянской религиозной общности.

http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=7251


Последний раз редактировалось: Mollimo (Сб Май 05, 2012 7:20 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Май 01, 2012 10:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Друзья, еще раз хочу отметить, что все это - не более чем гипотезы, и доказать одну или другую невозможно. Каждый сам выбирает себе версию, сообразно со своими эстетическими предпочтениями. А споры на этот счет не стоят и выеденного яйца.

Важно помнить, что собственно к Вере и ее учению это не имеет никакого отношения. Совсем не важно кем был Пророк по происхождению, а важно чему учил. А учил он Истине.

То же самое и с восприятием Пророка. Есть же его воображаемые портреты? Так вот, тут опять же каждый сам по себе. Для меня Пророк выглядел примерно так:





Александр Годунов.


Последний раз редактировалось: Mollimo (Сб Май 05, 2012 7:21 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Вт Май 01, 2012 11:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Насчет полярной прародины - с этим я то же согласен, т.к. читал Риг-веду.

Должен сказать, что идея полярной прародины Б. Тилака является, как бы это сказать, не совсем научной и никак не связана с Заратуштрой. (Т. н. полярные аллюзии, упоминаемые Тилаком вполне легко могут наблюдаться в любой горной местности Евразии)

Если брать академические гипотезы, то альтернативой является лишь Южный Урал.

Надо попытаться сваять карту в соответствии с южноуральской гипотезой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ahum-Darsh



Зарегистрирован: 14.10.2009
Сообщения: 105
Откуда: Екатеринбург

СообщениеДобавлено: Пт Май 04, 2012 10:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, Южный Урал и "страна городов", как наиболее соответствующая по эпохе...

Надо сказать, что во времена фараонов, у наших предков был очень высокий уровень развития...

Название первого открытого города (по близлежащей горе) Аркаим, почти "строение Йима"... есть место и город с названием "Аша"...

Часть "страны городов", например северная, вполне могла быть Тураном... гипотетически )
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Май 04, 2012 4:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Да, Южный Урал и "страна городов", как наиболее соответствующая по эпохе...

Надо сказать, что во времена фараонов, у наших предков был очень высокий уровень развития...

Название первого открытого города (по близлежащей горе) Аркаим, почти "строение Йима"... есть место и город с названием "Аша"...

Часть "страны городов", например северная, вполне могла быть Тураном... гипотетически )


Думаю, мы найдем с вами общий язык Smile
Уже говорилось, что неплохо бы разработать все версии Авестийской географии. Надо бы этим заняться.
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Вт Май 15, 2012 12:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Никто не скажет точно, на какой территории впервые появился зороастризм. Называют и Восточную Европу, и Южный Урал, и Афганистан, и Иран. Никто ничего не скажет точно, кроме Павла Глобы.

Павел Глоба сказал, что Заратустра, пророк древних ариев, родился на мысе Стрелка — там, где Чусовая впадает в Каму.

Первый город ариев, Аркаим, обнаружил челябинский археолог Геннадий Зданович в 1987 году — и стал Шлиманом ХХ века. По сути, весь город был единым круглым зданием-крепостью, в котором жило около двух тысяч человек. Сейчас археологи отыскали уже 21 город ариев: Синташту, Чекотай, Берсуат, Исиней, Журумбай… Всех вместе, их называют Страной Городов. Может быть, в эту Страну Городов с устья Чусовой, действительно, пришёл Заратустра и объявил здесь своё пророчество, которое преобразило народ. Так говорил Павел Глоба.

Место впадения Чусовой в Каму
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Май 15, 2012 3:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



1)Аркаим, арийский город, Южный Урал, начало II тыс. до н.э. Диаметр внешней стены – 145-143 м.
2)Крепость Исманторп на скандинавском острове Эланд, V в. н.э. Диаметр внешней стены – около 140 м.

Мне кажется, что Страна Городов включает более широкую местность.

Взял из книги Савельева. Довольно интересная, кстати.
http://savelev.ru/books/content/?b=16
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Ср Май 16, 2012 8:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Честно говоря, чем больше узнаю об Аркаиме и андроновцах тем больше убеждаюсь, что это могли быть в лучшем случае предки древних иранцев (арии), но не зороастрийцы.

Это скорее родина Заратуштры, но не зороастризма. Урал можно трактовать как возможную родину пророка, откуда он мигрировал на юг в царство Виштаспы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ahum-Darsh



Зарегистрирован: 14.10.2009
Сообщения: 105
Откуда: Екатеринбург

СообщениеДобавлено: Чт Май 17, 2012 9:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Farroukh писал(а):
Это скорее родина Заратуштры, но не зороастризма. Урал можно трактовать как возможную родину пророка, откуда он мигрировал на юг в царство Виштаспы.


Полностью соглашусь )
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Май 17, 2012 10:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
откуда он мигрировал на юг в царство Виштаспы.


Или же на Запад, на Северный Кавказ\Югороссию.
Вернуться к началу
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Июл 05, 2012 3:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кое-что нашел на сайте глобовцев.

Публикую только фото и небольшие отрывки, ибо текст во многом безграмотный.

Вполне возможно, что Заратуштра родился на Кольском п-ве, а переселился на Урал.

Кольский п-ов






Археологические экспедиции на Кольском полуострове и в Карелии, возглавляемые им(доктор философских наук В. Н.Демин), обнаружили следы древней цивилизации в этом регионе (каменные ступени, святилища для огненных ритуалов, лабиринты, культовую символику в виде белого лотоса на горе Нинчурт). В 70–90-х гг. XX в. другой ученый-археолог Борис Геннадьевич Зданович открыл храмовый комплекс в Синташте и серию городов близ пос. Аркаим на юге Челябинской области. Об этих уникальных открытиях была напечатана серия материалов с приведением иллюстраций в нашем журнале.



В статье «Синташтинский курган – могила великого Учителя» Зданович пишет, что результаты его археологических раскопок доказывают захоронение в этом месте выдающегося человека. По мнению Здановича, им был великий пророк Заратуштра.
Есть несколько версий о времени жизни и пророчестве Заратуштры. По одной из версий (южноуральской), пророк Заратуштра родился и проповедовал во II тыс. до н. э. в этих местах. Профессор Зданович утверждает, что в Синташте в ходе раскопок были найдены материальные следы уникального храма, где и был погребен Великий пророк. В последующем учеными была сделана попытка реконструировать древнюю постройку.

Подтверждения о связи наших мест с традициями Индии и Ирана были найдены и другими учеными, в частности Н Гусевой и С. Жарниковой. Согласно их лингвистическим исследованиям, великая индийская река Ганг имеет своих «тезок» в Архангельской и других северных областях нашей страны.

http://zoroastrian.ru/node/585
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пт Июл 06, 2012 9:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если Урал ещё можно рассматривать хотя бы гипотетически, то Кольский полуостров - это уже явный перебор Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июл 06, 2012 1:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Где находится могила Пророка? Что об этом говорит традиция?
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пт Июл 06, 2012 3:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Где находится могила Пророка? Что об этом говорит традиция?

Традиция говорит, что у пророка не было и не могло быть могилы.

Нариман, при всём моём желании привлечь внимание к зороастризму, "уральская гипотеза" кажется явной выдумкой Глобы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июл 06, 2012 3:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Farroukh писал(а):

Нариман, при всём моём желании привлечь внимание к зороастризму, "уральская гипотеза" кажется явной выдумкой Глобы.


Друг Фаррух, последнее время я больше согласен с Афганской гипотезой. Я сам смотрел, думал, прикидывал на картах. Так что я согласен с тем, что Авестийская География (тм) располагается в Афгане и иже с ним.

Но у меня есть сомнения на счет Южного Урала. Там все не так просто.
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пн Июл 09, 2012 7:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У нас нет никаких указаний на Южный Урал, да и Андроновская культура не вписывается в ситуацию распада арийской общности. Поэтому, строго говоря, данные самой Авесты говорят лишь о мидийской или восточно-иранской теории.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Фев 05, 2013 1:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Че нашел

http://aquilaaquilonis.livejournal.com/395479.html

Гора Хукарья (Иремель)



Молюсь горе Хукарья,
Преславной, золотой,
Что поднялась высоко
В рост тысячи мужей,
С которой к нам стекает
Благая Ардви-Сура,
Она стремится мощно
И столько счастья носит,
Сколько все эти воды,
Что по земле текут.

Молился Ардви-Суре
Творец Ахура-Мазда
На Арианам-Вайджа
У Датии благой,
Там почитал он Ардви
И хаомой молочной,
И прутьями барсмана.

Молись великой, славной,
Величиною равной
Всем водам, взятым вместе,
Текущим по земле.
Молись текущей мощно
От высоты Хукарья
До моря Ворукаша.

Из края в край волнуется
Всё море Ворукаша
И волны в середине
Вздымаются, когда
Свои вливает воды,
В него впадая, Ардви
Всей тысячью протоков
И тысячью озёр.

И четырёх ей создал
Ахура жеребцов,
Те кони – Дождь, и Ветер,
И Облако, и Град.
Они ей постоянно
Льют влагу, о Спитама,
Поят её росою,
Числом неисчислимым
Ей сыплют снег и град.

Она явилась зрима,
Благая Ардви-Сура,
Прекрасной юной девой,
Могучею и стройной,
Высокой и прямой,
Блестящей, благородной,
В наряде с рукавами
Расшитом, золотом.

Бобровую накидку
Надела Ардви-Сура
Из шкур трёхсот бобрих,
Четырежды родивших
(Когда они шерстистей,
Когда их гуще мех),
Так сделанную, чтобы
Смотрящему казалась
Она покрытой золотом
И полной серебром.

АРДВИСУР-ЯШТ
(Перевод И. Стеблин-Каменского)

Река Рангха-Ардви-Сура (Волга)



Тысяча протоков и тысяча озёр, которыми Рангха-Ардви-Сура вливается в море Ворукаша (Каспийское)



Исследованиями лингвистов (В. Томашек, Г. Якобсон, А. Йоки, В.И. Абаев) установлено, что индоиранцы и древнейшие иранцы находились в контакте с финно-уграми. Работами лингвистов и антропологов выявлено, что финно-угры с древнейших времён обитали в Среднем Поволжье и Приуралье. Со своей стороны археологи установили, что во II – начале I тыс. до н.э. территория Среднего Поволжья и Приуралья была густо заселена племенами срубной культуры, в восточной части этого ареала (в Башкирии и Куйбышевском Поволжье) обитали и люди андроновской культуры. Северная граница срубной культуры шла по средней Мокше, средней Суре, Ульяновскому Поволжью, левому берегу Нижней Камы, р. Белая и верхнему течению р. Урал. В настоящее время есть веские основания предполагать, что люди срубной и андроновской культур были иранцами и индоиранцами по языку. Кроме приведённых ранее доводов в пользу этого отождествления, таких, как установленное антропологами генетическое родство ираноязычных скифов с носителями срубной культуры, а савроматов – с носителями андроновской культуры, заставляющее предполагать их родство и по языку; как совпадение дат андроновской и срубной культур и времени появления ариев в Индии и иранцев в Иране; как соответствие уровня развития и типа хозяйства носителей срубной и андроновской культур с тем, какое рисуют письменные источники, Веды и древнейшие части Авесты, к настоящему времени появились ещё новые. Из них наиболее важные: совпадение ареала срубной и андроновской культур с ареалом древнеиранских и индоиранских гидронимов, проникновение памятников андроновской культуры далеко на юг, в Туркмению, на пути в Иран и в Афганистан, на пути в Индию; срубно-андроновских памятников – далеко на север, от Мокши и Камы до верховьев Урала. В таком случае, весьма вероятно, северная граница распространения этих культур и есть граница индоиранцев с финно-уграми. Исследователи (А.Х. Халиков, А.П. Смирнов, К.Ф. Мейнандер) уже высказывали обоснованное предположение о том, что именно носители срубной и андроновской культур оказали большое влияние на древних финно-угров, особенно в зоне контакта, в области материальной культуры (сказавшееся прежде всего в появлении элементов производящего хозяйства) и в области языка (к срубно-андроновской эпохе относятся многочисленные индоиранские и иранские лексические заимствования, относящиеся к скотоводству, земледелию, обозначению некоторых металлов и др.).

В настоящей статье хотелось бы остановиться на таких проявлениях контактов индоиранцев с финно-уграми, как наименование и почитание теми и другими р. Волга и горы Иремель на Южном Урале. Известно, что название Волги в мордовских языках – Рав, Рава, Раво, и его связывают с названиями реки Рангха в Авесте и Раса в Ригведе; промежуточным по времени является Rha – название Волги на карте Птолемея. Предполагается, что название это было заимствовано из арийского в древние финно-угорские языки. Раса в Ригведе является уже мифической небесной рекой, хотя была известна и реальная река с тем же названием, приток Синдху (Инда). Предполагают, однако, что это имя носила первоначально какая-то другая река на северо-востоке (от Инда) и что ведийская Раса первоначально была идентична авестийской Рангхе. Что касается Рангхи, то в тексте Авесты не так уж много данных для отождествления её с какой-то реальной рекой. Известно лишь, что она «широкая», что в ней водится рыба кара, которую считают осетром, и, наконец, что у её истоков (или, по другому толкованию, на её берегах) находится 16-я страна, созданная Ахура Маздой, и бичом этой страны являются морозы. Некоторые авторы отождествляют Рангху с Сырдарьёй и даже с р. Кабул в Афганистане, но в таком случае трудно объяснить, откуда в этих южных странах морозы (разве что высоко в горах, если принять толкование «у истоков Рангхи», а не «у вод Рангхи»). Представляется, что при идентификации Рангхи следует исходить из двух положений: 1) это название прилагалось индоиранцами и иранцами к Волге на их первоначальной прародине, а впоследствии, когда они мигрировали на юг, – к другим рекам (в Средней Азии и других странах: гипотеза Й. Маркварта); 2) Рангха идентична реке Ардви Сура Анахита (гипотеза Х. Нюрберга).

Считая, что первоначально Рангхой называли Волгу, Й. Маркварт следовал за Лагардом и Куном, отождествлявшими авестийскую Рангху с р. Ра, которой на карте Птолемея обозначена Волга. Х. Нюберг отождествил Рангху с Ардви Сурой, установив, что жертвоприношения большинства героев, молившихся Ардви Суре и упомянутых в Яште V, локализованы на Рангхе или на море Ворукаша.

Объединив эти две гипотезы, получим много доказательств в пользу отождествления Рангхи и Ардви Суры с Волгой. Ардви Суру Анахиту, как это видно из посвящённого ей Яшта V, древние иранцы представляли одновременно в виде женщины и мощной реки, «равной всем водам, что здесь по земле текут». Она стекает с золотой вершины Хукарья, «высота которой равна росту тысячи мужей», высочайшей из гор Хара Березайти («Высокой Хары»), и впадает в море Ворукаша «тысячью протоков и тысячью озёр», т.е. образует дельту. Согласно XXI фаргарду Видевдада, море Ворукаша расположено к югу от гор Хара. Многие исследователи Авесты считали, что море Ворукаша – это либо Каспийское, либо Аральское море. Но Ардви Сура Анахита описана в том же Яште V не только как река, но и как женщина, одетая в роскошную шубу из шкур 300 бобрих; у неё есть четыре коня – Дождь, Ветер, Облако и Град, которые поят её влагой, сыплют ей град и снег.

Итак, Рангха-Ардви Сура – это река, которая берёт начало с золотой горы Хукарья, высочайшей (в рост 1000 мужей) вершины гор Хара Березайти; у истоков (или на берегах её) – сильные морозы; её питают дождь, град и снег; это необычайно широкая и полноводная река, обилием равная всем водам, что текут по земле; она впадает в море Ворукаша, которое находится к югу от гор Хара Березайти, и при впадении образует обширную дельту. Наконец, эта река богата бобрами (ибо не может же богиня, воплощающая эту реку, быть одета в импортные меха; как увидим далее, бобры играют в культе этой богини большую роль). Всем этим условиям лучше всего отвечает Волга: необычайно широкая и полноводная; истоки её и значительная часть течения находятся в тех широтах, где обычны морозы и снег; впадает она в Каспийское море, которое находится южнее её истоков; при впадении образует обширную дельту; наконец, на ней и её притоках ещё в недавнее время водилось множество бобров.

Именно бобровая одежда Ардви Суры послужила основным аргументом для Р. Гиршмана, также отождествлявшего её с Волгой. Действительно, ни в Сырдарье, ни в Амударье, ни в реках Афганистана бобры никогда не водились, и, кроме того, там не бывает сильных морозов. Сторонники отождествления Рангхи-Ардвисуры с Сырдарьёй обычно умалчивают об этих обстоятельствах. Но как быть с истоком этой реки, ведь у истока Волги нет никаких высоких гор? Дело, однако, в том, что в древности за исток Волги принимали либо Каму (на карте Птолемея II в. до н.э. у р. Ра, т.е. Волги, показаны два истока, видимо, Кама и Вятка, и крупный левый приток, видимо, р. Белая), либо р. Белая (на карте Птолемея она обозначена текущей с Риммийских гор (Южный Урал). На карте Идриси XII в., которая во многом основана на карте Птолемея, в качестве истока р. Атиль (Волги) показана р. Белая, текущая с гор Оскаска (Южный Урал). Сведения же Птолемея о Волге и Южном Урале, судя по его карте, очень точные, восходят к скифской эпохе, когда существовал так называемый «торговый путь», описанный Геродотом, из Северного Причерноморья к Волге и далее – на Южный Урал, и к ещё более ранней, интересующей нас срубно-андроновской эпохе, когда он был «исторической дорогой» носителей срубной культуры, путём их расселения (в западной части) и путём в Южное Зауралье за медью и золотом (в восточной части). Представление о том, что исток Волги – это р. Белая, пережиточно сохранилось и до сих пор, в её русском названии «Белая», первоначально, в XV в., – «Белая Воложка» (т.е. Белая Волга), что является калькой тюркского Ак Идель. Тюркское же Ак Идель, как блестяще доказал В.И. Лыткин, является калькой старого финно-угорского слова jongra (где jong – «белый, светлый», ra – «река»). Очень вероятно, последнее название, судя по гидрониму ra, восходит к древнеиранской эпохе, когда и индоиранцы называли Волгу тем же именем.

Итак, если исток Волги (Рангхи, Ардви Суры) – это р. Белая, то она действительно берёт начало у горы Иремель, одной из двух высочайших вершин Южного Урала (ещё в конце XIX в. она считалась самой высокой горой Южного Урала, и лишь позже установили, что самая высокая гора – Ямантау), и тогда гору Иремель закономерно отождествить с авестийской горой Хукарья, высочайшей вершиной гор Хара Березайти, т.е. Южного Урала; даже её высота, обозначенная в Авесте как «высота тысячи мужей», – это не какое-то круглое число, означающее «очень высокая», а вполне соизмеримое с реальной высотой этой горы – 1586 м над ур. м., около 1300 м над уровнем окружающей местности. О территории «у истоков Рангхи» (т.е. р. Белая), действительно, можно сказать, что «бичом её являются морозы», так как даже на крайнем юге Уральских гор последние весенние заморозки приходятся на конец мая, а первые осенние – на начало сентября, а зимой морозы достигают 40-50 градусов.

Не является обычным сказочным и эпитет горы Хукарья – «золотая»: близ неё известны месторождения золота; ещё в конце XIX в. в 60 верстах от горы Иремель находились Каратабыно-Баратабынские золотые прииски, а вообще добыча золота в этом районе восходит к андроновской эпохе – известны золотые изделия из андроновского могильника Спасское III и даже древний андроновский золотой рудник на горе Тукан; несомненно, андроновцы добывали здесь и россыпное золото. В окрестностях горы Иремель обнаружено также баснословное число древних «чудских» медных рудников (как сообщает Д.Н. Мамин-Сибиряк, около 7 тыс.). большая часть их, по всей вероятности, оставлена людьми бронзового века, прежде всего андроновцами. Андроновские и срубные памятники зафиксированы в верховьях р. Белая, всего в 80 км ниже истока, и далее – по всему Южному Зауралью и Приуралью и Башкирии. Следовательно, срубно-андроновское население, древние иранцы, сказания которых вошли в Авесту в качестве древнейшего пласта, отлично знали Волгу, Нижнюю Каму, р. Белую (т.е. Рангху, Ардви Суру) и её исток – гору Иремель (Хукарью).

Если Рангха – Белая, Нижняя Кама и Волга, то она протекала и по территории Приуралья, что значительно лучше объясняет и многочисленные лексические заимствования из индоиранского и иранского в финно-угорские языки, зафиксированные лингвистами, а, как справедливо заметил В.И. Абаев, «Никакое исследование по доистории индоиранских народов не может претендовать на научное значение, если оно не учитывает во всей полноте и широте… арио-уральские связи».

Ардви Сура одета в шубу из шкур 300 бобрих, «четырежды родивших». Бобры, как было уже подчёркнуто раньше, не водятся ни в Средней Азии, ни тем более в Иране и других южных странах. Бобровая шуба Ардви Суры Анахиты – реликт её доахеменидской сущности, когда она была богиней-рекой, олицетворением Волги, и бобр был её священным животным. На этот факт уже обращал внимание Р. Гиршман, объяснив, что бобры были священными животными Анахиты – богини плодородия, поскольку выделяли так называемую бобровую струю, которой приписывали афродитизирующие свойства. Считалось, что бобровую струю выделяют только самцы, поэтому самцов-бобров убивать было нельзя ни в коем случае, в крайнем случае можно было убивать только самок, «четырежды родивших» и тем обеспечивших продолжение рода. Ю.А. Рапопорт пошёл дальше и справедливо предположил, что Ардви Сура первоначально почиталась в образе бобра (точнее, бобрихи), а позже, когда этот образ антропоморфизировался, бобр стал спутником богини и материалом, из которого сшита её одежда.

Бобры как священные животные упоминаются и в других частях Авесты. По древнеиранской классификации животных они относятся к разряду собак (наряду с лисицами, ласками, ежами, выдрами и другими животными – см. Видевдад, XIII, 16), причём «водяные собаки» (бобр и выдра) считались самыми священными изо всех собак. Бобр, по Авесте, играет важнейшую роль во всём круговороте жизни. По Видевдаду, когда умирала собака, её душа шла в «водный источник… и там из каждой тысячи псов и каждой тысячи сук возникают две водяные собаки (т.е. бобры), самец и самка». Совершенно очевидно, что обожествление бобра, то особое место, которое он занимал в религиозных представлениях древних иранцев, могло сложиться лишь там, где во множестве водились бобры, т.е. в тех северных районах, где обитали древние иранцы – носители срубной и андроновской культур, скорее всего в лесостепи (так как бобры водятся главным образом в лесостепи, зоне лиственных и смешанных лесов, а северная граница срубной и андроновской культур приходилась на лесостепь и границу лесов).

Н.Л. Членова. Волга и Южный Урал в представлениях древних иранцев и финно-угров во II – начале I тыс. до н.э. // Российская археология. 1995, № 4





[/b]
Вернуться к началу
Agni



Зарегистрирован: 21.10.2013
Сообщения: 14

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 03, 2013 12:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 03, 2013 8:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Погребальный ритуал сарматов подтверждает, что они не были зороастрийцами, а придерживались незороастрийских иранских культов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Madojo



Зарегистрирован: 28.11.2013
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 8:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Почему в русском языке укоренилось греческое имя Зороастр?
Есть у Порока свое имя -Зардуст Питама. Зар -Бог, дуст- друг, любимец.
Пита- отец, ма- усиление действа или имени. Но у Бога нет товарища, друга. Потому Зардуст- любимец Бога. Помните у Пушкина:- скажи мне кудесник любимец богов...
Имя Пророка- ЗАРДУСТ ПИТАМА.
Потому на протяжении веков имя это неизменно для служителей Благой веры. Например,восстание в Малой Мидии против Александра Македонского под предводительством Зардуста Питамы.
Потому, наверное, нельзя определенно назвать ни дату его рождения, ни места погребения. Последнее тем более, учитывая традиции Авесты.
Зардуст Питама- духовный сан священника. Кстати слово священник от слова освещать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Artafarn
ex karian-stroganov


Зарегистрирован: 10.12.2010
Сообщения: 48

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2013 9:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В русском языке восточные имена становились известными из греческих источников, вот и такая традиция укоренилась(Куруш - Кир, Дарайавауш - Дарий). Спитама - род, из которого происходит Заратуштра. О значении Его имени существует не одна версия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Ноя 29, 2013 1:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Оригинальное имя Пророка - Зараthуштра Спитама.
Дословно - Владелец старых верблюдов. В санскрите, кстати, верблюды носят аналогичное название - устра.
Спитама - судя по всему, дословный перевод - Светлый. Родовое имя.
Вернуться к началу
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 29, 2013 7:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЯПлакалъ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> История Мазда Ясны Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта