Русский Анджоман
http://blagoverie.org/tradition/ayin/ch2.phtml
29 марта 2024,    09.01.3762 ЗЭ

Как заратуштрийцы справляют Новруз

Одной из наиболее характерных черт Новруза является то, что он его встречают весной, в месяц Фарвардин. Как уже говорилось, этот месяц посвящён фравахарам умерших. Согласно этому представлению, за десять дней до Новруза фравахары приходят на землю, чтобы увидеться со своими родными и после того, как осведомятся о них, вновь возвращаются в свою обитель. Поэтому в начале месяца Эсфанд[1] заратуштрийцы прибирают и моют свой дом, одевают новую одежду и готовятся в радости и веселье встретить праздник, чтобы фравахары, когда будут спускаться на землю, увидели, что их родные пребывают в гармонии с природой, радостны и счастливы, чисты и праведны. В ночь перед Новрузом, когда последняя тьма года переливается всеми цветами радуги в преддверии рассвета первого дня весны, они провожают возвращающиеся с земли фравахары зажигая огни на вершинах холмов или же на крышах домов и молятся об удовлетворении фравахаров умерших, прося их вернуться вновь в наступающем году.

 

В заратуштрийских семьях основная и самая заметная роль в подготовке к Норвузу отводится матери. Примерно за два месяца до праздника она начинает готовить новую одежду и обувь для всех членов семьи и старается, чтобы все они, особенно дети, во время наступления нового года не были одеты в старую прошлогоднюю одежду. Затем все вместе под надзором матери тщательно обметают весь дом, стирают пыль со всех вещей в доме, моют дом и готовят праздничные сладости и орехи. Большая часть заратуштрийских семей Йезда, особенно деревенских, как и в прошлом, готовят традиционные для Новруза блюда, справляют традиционные обряды и устраивают угощение.

 

Зелень

 

Особенную красоту праздничному столу на Новруз придают зелёные всходы – то, что заратуштрийцы Йезда называют «шеша». Оживающие зёрна и прорастающие всходы являются символом весеннего обновления жизни. Для выращивания шеши в воде за двое или трое суток замачивают семена пшеницы, чечевицы и кресса. Затем их рассыпают по маленьким матерчатым мешочкам и кладут в тёплое место, чтобы дать им прорасти. Проращивание зёрен заратуштрийцы Йезда называют «приходом руза (т.е. дня)». Когда зёрна покажут «руз» (т.е. прорастут), их высыпают на плоскую тарелку, обычно разделённую на три части, специально предназначенную для высевки шеши, посыпают мягким песком и добавляют воды, чтобы всходы дали зелень и были готовы к праздничному столу Новруза (а также обрядов «пандже»).

 

 

Некоторые семьи для украшения обрядового стола также ставят зелёный кувшин. Для придания кувшину зелёного цвета используют зёрна кресса, которые в воде становятся клейкими и липкими. Для этого наполняют водой новый глиняный кувшин, оборачивают его куском белой льняной ткани и, увлажнив её, покрывают тонким слоем липких семян кресса. Семена постепенно прорастают и дают зелёные всходы.

 

Пандже-йе кучек и пандже-йе бозорг (Малая Пятёрка и Большая Пятёрка)

 

За десять дней перед Новрузом, то есть в день Аштад месяца Эсфанд начинается Пандже-йе кучек (Малая Пятёрка), и продолжается она до дня Анарам месяца Эсфанд в течение пяти дней и ночей. В это время приводится в порядок жилище и подготавливается к встрече Новруза, как можно более торжественной, и запасаются все необходимые для этого принадлежности.

 

Пять дней в конце года, называются Пандже-йе бозорг (Большая Пятёрка). Эти пять дней принадлежат «месяцу» Гатабью и отводятся для празднования Гаханбара Хамас-пат-маидьем или иначе Гаханбара Пандже (Панджи), описание которого будет далее.

 

В большинстве домов, особенно в деревнях, где больше возможностей для приготовления традиционного хлеба и домашних блюд, родственники и соседи, прежде всего заратуштрийские женщины, для подготовки к обрядам Пандже и Новруза и приготовления традиционного хлеба и кушаний поочерёдно ходят по домам и помогают друг другу в подготовке к празднику.

 

На стол Новруза, кроме пресного хлеба, ставят также другие виды хлеба, халву, куличи и традиционные блюда.

 
Далее >>>


[1] Последний месяц года в иранском календаре (Прим. пер.)