Русский Анджоман
http://blagoverie.org/tradition/life_zar/ch3.phtml
28 марта 2024,    08.01.3762 ЗЭ

Глава 3. Детство и юность Заратуштры

<<<Глава 2

 

Детство Заратуштры.

Заратуштра был третьим сыном у Поурушаспы и Дугдовы. Его старших братьев звали Ратуштар и Рангуштар. После его рождения Поурушаспа имел еще двоих сыновей, которых звали Наотара и Ниваэда. Таким образом он был средним сыном Поурушаспы, ибо он и родился в середине времен (между Нападением Ангра Маинью на бытие и Преображением бытия) и в середине земли – в великолепном Арийском Просторе, который действительно занимает срединное положение по отношению ко всем землям и народам. Кроме того, у Поурушаспы был барт Арасти («Красивый»), сын Паитирагтараспы, и сыном Арасти был Маидьо-мангха («Середина месяца»), ставший особенно близким к Заратуштре.

 

Так же и главный враг Заратуштры Брата-урвахш был средним среди своих братьев-карапанов: старших его братьев звали Брата-рухша и Брата-роиш, младших – Хазан и Вадаста. Они вели свой род от Кахвареидьи, сына дэва Аэшмы и неправедной Мануш, сестры Манушчитры, который был героическим предком Заратуштры.

 

Брата-урвахш вместе со своими братьями никак не унимались, стремясь погубить Заратуштру и предотвратить предвиденное ими его величие. На собраниях колдунов они вместе с дэвами гнусавили: «Сын Поурушаспа сумасшедший. Ни один мужчина и ни одна женщина не будут относиться к нему благосклонно и принимать его как достойного!»

 

Слухи об этих речах дошли до Поурушаспа, и поскольку авторитет карапанов был тогда велик у всех жителей Аирьянам Ваджо, Поурушаспа разочарованно говорил Заратуштре: «Я надеялся, что мой сын станет истинный священником, воином и скотоводом, но оказалось, что ты сумасшедший дурак. Тебя надо показать карапанам, чтобы они вылечили тебя».

 

Юный Заратуштра ответил: «Я и есть истинный священник, воин и скотовод!» Но отец не слушал его. Он приказал запрячь в колесницу двух коней и выехал с Заратуштрой из дома. Они направлялись к пяти братьям-карапанам. Брата-урвахш очень обрадовался их приезду, он надеялся что силой своих чар он сможет сделать Заратуштру подобным им – злобным карапаном. Он наполнил чашу колдовской водой и сказал: «Это нужно выпить твоему сыну, чтобы его душа выздоровела».

 

Но Заратуштра обратился к отцу: «Можешь отдать это обратно тому, кто есть твой покровитель и священник!» А сам встал и направился домой. В пути кони захотели пить. Он подвел их к реке и дал им напиться. И подумал он: «Бесполезной была моя поездка к карапанам за исключением того, что моя душа возвысилась, когда я дал коням напиться».

 

Когда Заратуштре исполнилось семь лет, Дурасроба вместе с Брата-урвахшем решили посетить дом Поурушаспы и посмотреть, как живет ненавидимый ими Заратуштра. Прибыв в пределы области Спитамы, они увидели, что маленький Заратуштра вместе со всеми детьми строит хижину. Решив повредить ум Заратуштры, они колдовскими заклинаниями стали вызывать страх и ужас среди детей. Дети сами испугались глупости своих речей, но Заратуштра остался неподвластным чарам карапанов, и могучий ум его оставался твердым, не поддавшись сметению.

 

Наконец карапаны прибыли к дому отца Заратуштры. Поурушаспа приказал приготовить угощение, которое было тут же пожрано ими вместе с полной чашей кобыльего молока. Поурушаспа обратился к Дурасробе: «Среди людей нашей области ты славишься как величайший в духопочитании (ясне), так соверши же ясну в моем доме ради меня и моей семьи и благослови это кобылье молоко!».

 

Но Заратуштра благодаря своей мудрости уже в юном возрасте осознавал всю пагубность карапанов и их обрядов. Он воскликнул: «Я сам могу совершить Ясну! Не по мне это, чтобы он совершал ясну!». Поурушаспа ответил: «Нет, ясну должен совершить он, а ты ему должен уплать надлежащую плату. Не по мне это, чтобы ты совершал ясну!». Так они спорили трижды, но тут непокорный Заратуштра толкнул правой ногой чашу Дурасроба, она опрокинулась, и молоко пролилось. Заратуштра сказал: «Я почитаю Праведность! Я почитаю праведных и обездоленных мужчин и женщин, но не лживых. О Поурушаспа, отдавай долю только достойным ее! Тогда, совершая почитание (Ясну), ты наделишь людей достойных, присоединившихся к тебе, их достойной долей».

 

Это было крайним неуважением к жрецам. В бешенстве Дурасроба вскочил и закричал: «Полагающая доля моей пищи была откинута тобой! В то время как я приношу ее для обоих твоих существований (телесного и духовного – он имел в виду, что как жрец он обеспечивает воспроизведение в мире изобилия телесных и духовных благ)! Горе тебе, что ты сделал это! Тяжкой будет твоя расплата, которую я, первенствующий среди людей Арахш и Наотары, принесу тебе, я, много более достойный, чем ты. И пусть наши судьбы разойдутся, но я передаю эту радость ему – Брата-урвахшу – и вижу, что он убьет тебя дурным оком в твоем собственном доме!». Но Заратуштра, уже в детском возрасте обладавший мудростью предвидения, спокойно отвечал: «Я не вижу радости на лице убийцы. Зато я с ясностью вижу тебя в доме, что является твоим!». Тем самым он намекнул о близкой смерти самого Дурасробы. Карапан устремил на Заратуштру свой злобный колдовской взгляд. Но Заратуштра не поддался чарам и сам пристально глядел Дурасробе в глаза.

 

Злобный Дурасроба был ошеломлен и простоял в оцепенении столько, сколько бы простояли десять кобылиц, если бы их доил только один человек. Наконец он опомнился и снова прокричал Заратуштре проклятия, но Заратуштры спокойно ответил ему тем же предсказанием его скорой гибели. Дурасроба опять оцепенел и простоял столько, сколько бы простояли десять кобылиц, если бы их доил только один человек. Опомнившись, он вновь стал поносить Заратуштру, но мальчик вновь ответил ему так же и оцепение карапана продлилось столько же - сколько бы простояли десять кобылиц, если бы их доил только один человек.

 

Придя в себя, он прогнусавил: «Приведите коня и разверните мою колесницу! Я не могу оставаться здесь из-за этого мальчишки» - ведь он и вправду испугался, что маленький Заратуштра погубит его.

 

Конь был запряжен в колесницу, и Дурасроб спешно помчался прочь из обители Поурушаспы. Но не успел он проехать и нескольких фарсангов, как он остановился, будучи крайне напуган и почувствовав себя плохо. В этот миг его семя излилось наружу, а бедра оторвались от спины и он издох на том же месте, а потом погибли его дети и дети его детей. Так закончилась злобная жизнь великого карапана Дурасробы.

 

Юность Заратуштры.

Заратуштра рос в семье Поурушаспы, обучаясь и расширяя мудрость, в трудолюбии и заботе о живых творениях. Семья Заратуштры отличалась большим трудолюбием и заботой о скоте. Поурушаспа и его сыновья запасали корм не только для своей скотины, но им приходилось в скудные года кормить соседских лошадей, которые из-за нерадения своих хозяев часто доходили до того, что объедали друг другу хвосты от голода.

 

Как-то юный Заратуштра увидал собаку, которая родила пятеро щенков, но уже три дня оставалась без еды. Она жалобно тянула морду к проходящим мимо людям, но люди отворачивались от нее. Тогда Заратуштра кинулся домой и вынес кусок хлеба, чтобы накормить ее, но когда он прибежал к ней, собака уже умерла. Так с самого детства забота и милосердие Заратуштры простиралась не только по отношению к людям, но и по отношению к животным.

 

Когда Заратуштре исполнилось пятнадцать лет – возраст совершеннолетия – сыновья Поурушаспы требовали у отца выделить им долю имущества, причитающуюся им. Среди одежд был пояс-кошти в четыре пальца шириной, который можно было четырежды обернуть вокруг талии. Заратуштра выбрал этот пояс и повязал его. Ведь Воху мано – Благой Помысел, соединение с которым означает пояс-кошти, вошел в него при его рождении и желания Заратуштры касались только дел Аши (Праведности).

 

Однажды на берегу одной стремительной и бурлящей протоки Арахш он увидел обнаженную женщину, которая пыталась перейти поток вброд, но это ей никак не удавалось и поток все время сносил ее в сторону. Рядом сидел и семидесятилетний старик. По немощи своей он тоже не мог преодолеть бурные воды Арахш. Тогда Заратуштра вышел к берегу и собрал всех женщин и стариков, что желали перейти на другую сторону – их было семь человек. Взявшись за руки, все они последовали за Заратуштрой, который шел впереди. Так он перевел их через поток. Это было не только свидетельством великого милосердия Заратуштры, но и символом духовного моста в лучшее бытие, по которому Заратуштра проведет всех людей.

 

Наступало время Заратуштре привести в дом жену. Однако Заратуштра желал, чтобы его жена, избранная согласно воле родителей, обладала превосходными качествами и он не хотел смешивать свое семя ни с кем, до обретения той единственной превосходной жены. Когда Поурушаспа приводил к нему девушку, что могла бы стать его невестой, он просил ее: «Посмотри мне в глаза, покажи мне свое лицо, чтобы я мог увидеть его достоинство и красоту!» Однако каждый раз девушка в смущении отворачивала лицо. Заратуштра же отвечал: «Та, что отворачивает свое лицо от меня, не будет уважать меня».

 

К двадцати годам Заратуштра стал совершенным священником, воином и скотоводом, но обычная мирская жизнь, житейская мудрость и религия карапанов не удовлетворяла его. Не испросив разрешения у родителей, он оставляет их и, захватив двух тягловых животных, отправляется странствовать по Аирьянам Ваэджо. Он побывал во многих областях и странах, видел многие реки и разные горы и везде он искал лишь Праведности, встречаясь с мудрыми людьми, вопрошал их о праведном пути для человека.

 

Однажды в одной из областей он спросил мудрецов: «Кто, по-вашему, больше всех стремится к Праведности и помогает обездоленным?» Мудрецы ответили: «Это младший сын Аурват-данга, правителя страны, который каждый день раздает котел, высотой с коня, полный хлеба, молока и иной еды бедным». С тех пор где бы ни появлялся Заратуштра, благодаря его содействию, многие богачи стали раздавать пищу нуждающимся.

 

В другом месте он спросил мудрецов: «Что наиболее благоприятно для души?» Ему отвечали: «Кормить бедных, давать корм скоту, подкладывать дрова огню, выжимать сок Хаомы и почитать множество дэвов гимнами». И Заратуштра кормил бедных, давал корм скоту, подкладывал дрова огню, выжимал Хаому, но никогда ни один из дэвов не был почитаем Заратуштрой.

 

Разум Заратуштры стал способнее, чем весь мир и возвышенне, чем все мирское владение. Его мудрость, усердие и стремление к Праведности были совершенны и он обрел величайшую священническую силу.

 

>>>Глава 4