Глава IV О единосотворенном быке
И он говорит также, что, когда умер единосотворенный бык, он оказался по
правую руку, а когда умер Гайомард, он таким же образом (оказался)
слева, по левую руку (от Ормазда). Гошурван, как душа единосотворенного
быка, вышел из его тела, встал перед быком и заголосил перед Ормаздом так, как
если бы разом закричали тысяча человек: “На (кого) ты оставил руководство
творениями, что несчастья обрушились на землю и растения засохли? Где тот
человек, о котором ты сказал: „Я создам (человека), чтобы он проповедовал
заботу (о вас)"?” И сказал Ормазд: “Ты болен, о Гошурван, болезнью,
которую принес Злой дух. Если бы было возможно в это время сотворить на земле
человека, то Злой дух не был бы таким жестоким”. Гошурван отправился к
стоянке звезд и также проголосил (там), к стоянке луны и также проголосил
(там), а (затем) к стоянке солнца. И тогда (Ормазд) показал фраваши
Зардушта (и сказал): “Я создам для мира (того), кто будет проповедовать заботу
(о вас)”. Обрадовался дух Гошурвана и согласился: “Я вскормлю творения”,
—
Глава V О семи планетах
Так как он опять одобрил сотворение мира на земле. Семь полководцев планет
явились семи полководцам звезд: так, планета Тир (явилась) Тиштару, планета
Бахрам — Хафторингу, планета Ормазд — Вананду, планета Анахид — Садвесу,
планета Кеван - Полярной звезде, Гозихр и разбойничья хвостатая (комета)
Мушпери — солнцу, луне и звездам. Солнце прицепило Мушпери к своей колеснице с
тем <условием>, чтобы она могла причинить меньше вреда. О горе Албурз
известно, что она (располагается) вокруг мира, гора Тирак — в его центре.
Вращение солнца подобно короне вокруг мира. В чистоте, над горой Албурз, оно
обращается („возвращается") вокруг Тирака. Как он говорит: “Тирак Албурза, за
который возвращаются мои солнце, луна и звезды”. Так как на Албурзе имеется сто
восемьдесят окон на востоке и сто восемьдесят на западе, солнце каждый день
выходит из одного окна и заходит в другое, и все связи и движение луны и звезд
(зависят) от этого. Каждый день (солнце) освещает три с половиной
кешвара Как это видно („глазу"), каждый год дважды день и ночь равны,
поскольку в первоначальной (битве), когда (солнце) вышло из первой (звезды)
дома (Овна), день и ночь были равны, это было во время весны. Когда (солнце)
достигает первой (звезды) дома Рака, время (дня) наибольшее, (это) начало лета.
Когда (солнце) достигает первой звезды дома Весов, день и ночь равны, (это)
начало осени. Когда (солнце) достигает (первой звезды) дома Козерога, ночь
больше, (это) начало зимы, а когда оно достигает Овна, ночь и день опять равны.
Так что (с того времени), когда оно выходит из Овна, до того, как оно вернется
в Овен, за триста шестьдесят дней и пять дней дополнительных оно входит и
выходит через те же окна. (Эти) окна не названы, потому что, если бы они были
названы, дэвы узнали бы тайну и могли бы причинить вред. От того места, откуда
солнце восходит в самый длинный день, до (места, где) оно восходит в самый
короткий день, — восточный кешвар Савах. От того места, откуда оно
восходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый короткий
день, - южная область, кешвары Фрададафш и Видадафш. От того места, где
(солнце) заходы в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый
длинный день, — западный кешвар, Арзах. От того места, где оно
(восходит) в самый длинный день, (до места, где) оно заходит (в самый коротких
день), — северные кешвары Ворубаршт и Ворузаршт. Когда солнце
поднимается, (его свет) достигает кешваров Савах. Фрададафш, Видадафш и
половину Хванираса. а когда заходит по ту сторону Тирака, то освещает
кешвары Арзах. Ворубаршт, Ворузаршт и половину Хванираса. Когда здесь
день, там ночь.
Глава VI О битве Злого духа с созданиями
Ормазда
О битве созданий мира с противником — Злым духом он говорит в Авесте, что
Злой дух, когда он обрушился (на землю) и увидел победу богов и свою силу,
захотел удрать. Дух неба сам подобен одному из воинов, который надел доспехи, и
он устроил встречу неба со Злым духом и сражался с ним до тех пор, пока Ормазд
не построил крепость прочнее неба перед небом и вокруг (него). И фраваши
воинов и души героев на конях с копьями в руках (встали) вокруг неба, как
волосы на голове, наподобие тех, кто охраняет сторожевую крепость. И не нашел
дороги Злой дух, чтобы убраться прочь. И увидел он гибель дэвов и свое
бессилие, как Ормазд (увидел) свою конечную победу и воскрешение навсегда и
навечно.