Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Азербайджан Версия для печати

Происхождение бакинского башенного храма

Географическое положение Абшеронского полуострова в Каспийском море, его изолированность, вызванная примыкающими полупустынными пространствами, изобилие природного строительного камня и специфические исторические условия наложили определённый художественно-эстетический отпечаток на его архитектуру. Залежи нефти и свободный выход на поверхность земли нефтяного газа послужили причиной возникновения ещё в глубокой древности самобытных памятников культуры.

 

Естественные огни по берегам Каспия в те отдалённые времена считались священными и привлекали множество верующих. Крупное поселение, возникшее вокруг одной из групп естественных огней, постепенно переросло в город Баку.

 

Как говорил М. Ж. Сен-Мартен, французский востоковед начала XIX в.: «Город Баку издревле почитался… персами как священное место ввиду наличия многочисленных источников нефти и свободных выходов на поверхность земли газов, пылавших естественными огнями. Во многих местах эти «вечные» огни поддерживались огнепоклонниками, создававшими целую группу алтарей и храмов огня. Город Баку был превращён своими правителями и их подданными в место служения огню».

 

Некоторые исследователи отмечали в своих работах древнее происхождение Баку. С. Ашурбейли усматривает этимологию «Баку» от др.-иранск. «бага» («Бог»).

 

Город Багаван, где горели неугасимые огни и находились храмы огнепоклонников, упоминается армянскими летописцами Мовсесом Хоренаци (V в.), Ананием Ширакаци в (VII в.) и Гевондом (VIII в.), который упоминает его как Атши-Багуан. С. Ашурбейли считает, что Атши – это искаженное «Атеш» («огонь»), а Атеши-Багуан – «место священных огней». Кесреви Тебризи также отождествлял Багаван и Атеши-Багуан с древним Баку.

 

Низами Гянджеви в своей поэме «Искендер-наме», говоря о Ширване, писал:

«Был тут некий огонь, а вокруг него камень,

«Худи-сузом» в народе звался этот пламень.

В золотых ожерельях склонялись перед ним сто эрпатов

Неверными он был ценим…»

 

«Худи-суз» – букв. «сам по себе горящий» – речь идёт о горящей нефти или газе.

«…склонялись перед ним сто эрпатов» – склониться перед священным огнём столько человек смогли бы только в большом храме.

 

Большим храмом, поярусно расположенные помещения которого были в состоянии легко вместить сто и более человек, мог быть бакинский башенный храм, известный как Гыз галасы (Девичья башня) (рис. 1). Это можно предполагать из следующих строк: «Был тут некий огонь, а вокруг него камень», т. е. огонь, сам по себе горящий, а вокруг него камень – круглые каменные стены башни.

 

Необычность Девичьей башни, которая не имеет аналогов ни в средневековом, ни в более позднем башенном строительстве как в Закавказье, так и на всем Ближнем и Среднем Востоке, и по сей день вызывает много разноречивых предположений о её назначении и датировке.

 

Рис. 1. Девичья башня в г. Баку (Азербайджан)

 

С глубокой древности Девичью башню окружал ореол легендарных сказаний. Наиболее популярна следующая легенда: в древности один овдовевший старик решил жениться на молодой девушке. Та, придя в ужас от предстоящего брака, поставила условие – построить для неё башню. Когда башня была построена, то она, в одном варианте, заперлась в ней, а в другом бросилась с её верхней площадки в море. Отсутствие мусульманских наслоений позволяют отнести эту легенду о Девичьей башне к глубокой древности.

 

Ближайшее рассмотрение конструкции башни показывает, что она построена по принципу строительства архаических монументальных сооружений. Об этом говорят редкая толщина стен (5 м у основания) и большая высота (117 ступеней от отметки второго этажа до верхней площади кровли).

 

Данный тип башенных храмов, судя по ассирийским рельефам из Дур-Шаррукина, зародился и развивался в Мидии, где основным строительным материалом был сырец – глиняный кирпич, высушенный на солнце. Археолог Д. Стронах (David B. Stronach) открыл на территории Мидии башнеобразный храм огня, где по лестнице огонь доставлялся на крышу храма, откуда он был виден издали. Для того чтобы строить из сырцового кирпича высокие полые внутри башенные постройки, необходимо было для прочности принимать значительную толщину стен и предусматривать массивный выступ – контрфорс.

 

Башня, согласно обмерным чертежам (рис. 2, 3), имеет внутреннюю высоту, равную от пола первого этажа до пола верхней открытой площадки 28,0 м. Внешние размеры башни со стороны входа, с учётом цокольной части и парапета, примерно равны 32 м, а со стороны моря за счёт резкого падения уровня скалы высота доходит до 35,0 м.

 

Интересна система членения фасадов храма по вертикали на три основные части: 1) основание из камней неправильной формы; 2) гладкая часть башни, решённая горизонтальными рядами аккуратно обтёсанных камней; 3) верхняя часть, решённая аккуратным чередованием попеременно выступающих и втопленных рядов каменной кладки с завершением в виде плоского валика и гладкого парапета, ограждающего верхнюю ритуальную площадку. На парапете до реконструкции возвышались семь тумб-горелок.

 

Рис. 2. План Девичьей башни с указанием семи ритуальных тумб-горелок

 

Рис. 3. Графический анализ башни

 

В башне имеются узкие окна, слабо освещающие нижние площадки лестницы, колодец с питьевой водой. В стене башни с западной стороны проходила гончарная труба слабого обжига, частично сохранившаяся до настоящего времени в совершенно чистом виде, к которой в каждом этаже подходят ниши (рис. 4, 5) с молитвенными очагами.

 

Девичья башня имеет на первом этаже преддверие и семь этажей святилищ с алтарями огня в виде поэтажных ниш, где горели «вечные» огни.

 

Рис. 4. Ритуальная ниша нижней части башни.

 

Рис. 5. Ритуальная ниша верхней части башни.

 

За нишами проходил в древности каменный газовый стояк (рис. 6). От него специальные каменные выступы с отверстием подводили газ в нишу-алтарь.

 

Рис. 6. Обмерный чертеж гончарных секций газового стояка башни

 

Поэтажные ниши, по всей видимости, являлись ритуальными очагами. Полутёмные, круглые в плане, без всякого оформления комнаты, перекрытые плоскими сферическими куполами, с круглыми отверстиями в центре, имели расположенные по одной вертикали ритуальные ниши-очаги, в которых горели неугасимые священные огни, одновременно освещавшие тёмные входы в ритуальные помещения.

 

В газовом стояке, видимо, на уровне поэтажных ритуальных ниш устанавливалась специальная гончарная секция, к сожалению, не сохранившаяся ни в одном этаже, имевшая небольшой отвод-горелку, направленный кверху, через который выходил газ, постоянно горевший во всех семи святилищах храма.

 

Этот газовый стояк, собранный из одинаковых по форме и размерам гончарных секций, согласно реконструкции, проходит от первого этажа до семи каменных труб, установленных по верху башни и к которым подходила труба, подводившая газ, постоянно горевший семиглавым пламенем, венчая храм яркой огненной короной (рис. 7).

 

Рис. 7. Реконструкция башенного храма огня.

 

Обращённая на северо-восток, стена, благодаря правильной постановке самого сооружения и закруглениям с обеих сторон, легко обтекается северо-восточным ветром (рис. 8). Узкие окна, решённые двумя рядами на разных уровнях благодаря расширению их внутрь и, особенно, к низу, слабо освещают нижнюю лестничную площадку, но не дают возможности увидеть основание башни. Это доказывает, что окна служили для вентиляции и освещения и не могли служить оборонным целям.

 

Рис. 8. Графический анализ, объясняющий оптимальную аэрацию продуктов сгорания газов в башенном храме при северо-восточном ветре

 

Рис. 9. Графический анализ, объясняющий оптимальную аэрацию продуктов сгорания газов в башенном храме при юго-западном ветре (гилявари).

 

Все окна расположены с подветренной стороны, защищены выступающим контрфорсом и обращены на юго-восток (рис. 8, 9).

 

По-видимому, храм был реконструирован в эпоху Сасанидов. К этому периоду относится реконструкция, где в круглый газовый стояк, вытесанный из известняка и, видимо, сильно обветшавший, особенно на уровне ритуальных ниш (рис. 4, 5), был установлен на чистом известняковом растворе гончарный газопровод.

 

Храм подвергался реставрациям и позже, о чём свидетельствует явно позднего происхождения плита, неаккуратно вделанная в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 м в верхней её части (рис. 10). На этой плите выгравирована куфическая надпись, гласящая «гоббе (купол, свод, небесный свод) Масуда, сына Давуда». Судя по этой надписи, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали выбоину на башне. Некоторые исследователи ошибочно приняли эту плиту за печать архитектора, якобы построившего башню, что послужило основанием неправильной датировки башни.

 

Рис. 10. Случайная надгробная надпись, вмонтированная в башню во время ремонта.

 

Башня в очередной раз была реставрирована в XIX в. в верхней части русским военным ведомством, а в последний раз в 60-х гг. XX в. Отдельные архитекторы, не взирая на цельность объёмно-пространственной композиции и архитектурно-планировочного решения храма, продолжают без всяких доказательств утверждать, что башня строилась в два приёма: первые четыре этажа, как они утверждали, были древнего происхождения, а верхние четыре надстроены в XII в.

 

Неправильно обрисованная в конце 20-х – начале 30-х гг. конструкция гончарной трубы дала возможность некоторым исследователям, не проводившим ее лично, утверждать, что труба в башне была канализационной, а ритуальные ниши огня – поэтажными уборными.

 

Отдельные исследователи это сооружение башенного типа причислили к крепостным сооружениям. Почему-то явно культовое сооружение без единого оборонительного приспособления, было ими причислено к типу военных сооружений, а гончарная труба и алтарные ниши названы санитарными сооружениями для собиравшихся в ней, по фантазии авторов, во время осады 200 женщин и детей.

 

Визуальное обследование внутренних стенок трубопровода показало, что он чист и не имеет грязных пятен и отложений солей. Пол ниш не имел и не имеет уклона в сторону трубопровода. Стенки газопроводной трубы, имея один ровный бледно-розовый цвет гончарных изделий слабого обжига, не могли служить канализационными отводами и сохраниться в такой чистоте. Таким образом, никак нельзя предположить, что эти ниши могли служить «ретирадами» (санитарными узлами).

 

Возводя башенные постройки, зодчие средневековья сооружали их с инженерной логичностью, придавая нижним этажам необходимую, с оборонительной точки зрения, толщину стен и сокращая её в верхних этажах, где эта толщина была излишней. Как показывает анализ, толщина стен всех средневековых оборонительных башен на уровне первого этажа колеблется от 1,2 до 2,11 м, поскольку толщина в 2,0 м была более чем достаточна для прочности самой башни и устойчивости против таранов противника во время осады. Поэтому если предположить, что в XII в. башня была бы надстроена новыми четырьмя этажами, то, конечно, средневековый мастер не продолжал бы невероятную для известнякового кирпича толщину, равную на уровне 4-го этажа примерно 4,5 м, а возвёл бы стены своих этажей в размерах от 1,2 до 2,0 м.

 

Стены башни равномерно утончаются от 5,0 м на первом этаже до 4,0 м на последнем. Это лишний раз подтверждает, что Девичья башня была задумана и построена за один раз от начала и до конца. Строгая закономерность решения образа храма в целом и взаимосвязанность отдельных частей его между собой, полностью опровергают предположение о том, что башня строилась в два приёма – первая гладкая и вторая ребристая.

 

Размеры сооружения объясняются некогда мощным напором естественных огней, горевших на этом месте. Для полноценного отвода продуктов сгорания углеводородов потребовалось возведение высокого аэродинамически продуманного сооружения, позволяющего отводить продукты сгорания с помощью морских ветров – никак иначе нельзя объяснить необычную планировку башни.

 

Также были предположения, что башня была дахмой. Это гипотеза совершенно беспочвенна и не имеет под собой никаких аргументов. Сама архитектура Башни не соответствует принципам построения дахм. Сооружая дахму, достаточно возвести круговое сооружение высотой 3-4 м, безо всяких многочисленных окон, газоотводных каналов и обтекателей.

 

Тот факт, что башня сохранилась до наших дней и почему этот зороастрийский храм не разрушили арабы и не превратили в мечеть объясняется тем, что ко времени арабского завоевания естественные огни потухли и башня уже не использовалась как храм.

 

В 1925 г. Азербайджанскую ССР по приглашению «Общества обследования и изучения Азербайджана» посетил известный бомбейский учёный-зороастриец проф. Дж. Дж. Моди. Моди утверждал, что в древних парсийских текстах говорилось о храмах огня на побережье Хазарского (Каспийского) моря. Он посетил Девичью башню, которую он считал древним Аташкаде (храмом огня) и высказал предположение об архитектурном сходстве башни с храмом огня, обнаруженным при раскопках древнего города Таксилы, недалеко от Равалпинди (ныне Пакистан). Следует отметить, что предположение Моди так и осталось непроверенным.

 

То, что Девичья башня являлась частью культового комплекса, подтверждается наличием рядом с ней ещё одного ритуального сооружения.

 

В 1964 г. напротив Девичьей башни, в метрах пятидесяти к западу, археологи О. Исмизаде и Г. Джидди на глубине четырёх метров от существующей поверхности земли обнаружили и обмерили почти сохранившийся алтарь огня, который, к сожалению, вскоре был уничтожен (рис. 11).

 

Алтарь имел восьмигранное трёхступенчатое основание, каждая ступень была высотой 22-25 см, в центре верхнего основания была установлена восьмигранная колонна высотой 110 см и шириной 45 см. В верхней части колонны явно прослеживались следы огня и нефти. В колонне не было отверстия для газа – нефть горела в чаше, которая полностью не сохранилась. Местом опоры чаши служило неглубокое круглое сферическое углубление на верхней части колонны. Вся высота алтаря была примерно равна 225-235 см.

 

Рис. 11. Алтарь огня

 

Эскиз реконструированного древнего алтаря огня представлен на рис. 12.

 

Рис. 12. Алтарь огня (реконструкция)

 

Алтарь подобного типа был широко распространён в Мидии и Сасанидском Иране, где были невысокие алтари огня (ниже человеческого роста).

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 21.09.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта