Русский Анджоман
http://blagoverie.org/world/heritage/Russia/Caucasus/Wainah.phtml
20 апреля 2024,    01.02.3762 ЗЭ

Элементы Благой Веры в традиционной религии вайнахов

Вайнахи («наш народ») включают в себя 7 этносов Северного Кавказа: чеченцев («нохчо»), ингушей («гIалгIа»), бацбийцев («бацби»), кистинцев («кистин»), шаройцев («шIааро») и акинцев («арараьккхий»).

 

Некоторые элементы в традициях и фольклоре вайнахов дают основания полагать, что в древности они могли контактировать с согдийцами – последователями пайхамбара Заратуштры, которые появились на Северном Кавказе в VI в. Но возможен и другой путь проникновения Благой Веры к вайнахам – через Дербент.

 

Одним из источников по традиционным верованиям вайнахов служит Нартский эпос, основу которого составляют сказания о героях-богатырях («нартах»). Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8-7 вв. до н. э., а в 13-14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы. В связи с рассматриваемой темой среди нартов можно выделить Пхьармата, сына Богини Очага ЦIиkIур-нана и Бога Пламени ЦIу.

 

Учёные полагают, что имя нарта (пхьар+мат) означает «творец-солнце». Пхьармату присуще сочетание двух функций – мастера и жреца огня, давшему людям огонь. В связи с почитанием огня следует отметить святилища огня на Алхан-Калинском городище в 16 км к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Как предполагают учёные, здесь находился древний город Магас («город солнца»).

 

Примечательно, что одно из обозначений вайнахских языческих жрецов – цIен стаг («человек огня»).  Это название можно перевести и как «чистый человек», ибо огонь – символ наибольшей чистоты. Предмет, «очищенный» огнём, считается идеалом чистоты, отсюда выражение «ЦIарца литтина» – «огнём очищенный». Жрецы, как посредники между божествами и людьми, были окружены ореолом святости и неприкосновенности и одевались в белое, также как и заратуштрийские мобеды. Большое значение, которое придавали вайнахские племена огню подтверждают данные языка и фольклора. Самое страшное проклятие: «ЦIе хала шун!» – «Да не будет у вас огня!»

 

Как свидетельствуют источники, помимо почитания огня, горцы Кавказа придерживались обычая оставлять стариков умирать в отдалённом месте. Этот обычай напоминает заратуштрийский, по которому мёртвые тела уносились в горы и оставлялись там, чтобы не осквернять землю и воду. Возможно, с этим связана и современная традиция сооружения кладбищ на сухих возвышенностях.

 

Город мёртвых в Аргунском ущелье

Примечательно, что начало сельскохозяйственного года вайнахи приурочивали ко дню весеннего равноденствия – 22 марта, совпадающим с заратуштрийским Новрузом. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. Праздничные развлечения вечером проходили у костров.

 

Позднее среди вайнахов начинает распространяться ислам, постепенно вытеснивший традиционные культы.