Авеста содержит не так много указаний на какие-либо географические объекты, но никакая другая область не описывается в ней так подробно, как Систан.
Систан – это историческая область, расположенная в обширной впадине между Иранским плато, отрогами Гиндукуша и возвышенностями Белуджистана и разделяемая ныне Афганистаном и Ираном. Наиболее низменную часть впадины занимают разливы озера Хамун (перс. «низменность»). По сути это целая система озёр, которые сливаются в единый водоём только в самые многоводные годы весной, притом что в маловодные годы озёра могут пересыхать практически полностью. Озёра Хамун фактически являются устьевыми разливами рек Систанского бессточного бассейна, наиболее полноводные и длинные из которых текут с востока – с гор Гиндукуша.
Систан издаван оказался заселён арийскими племенами, которых мы называем древними иранцами и из среды которых вышел пророк Заратуштра. Древнее название страны зафиксировано в наскальных надписях Ахеменидов как Зранка (Zranka) – «Морская», «Озёрная», у античных греков – Дрангиана. До сих пор это имя носит столица афганской части Систана город Зарандж. Современное название области происходит от среднеперсидского Sagastān, позднее Sayestān – «страна саков» и связано с расселившимися здесь после вторжения в II-I вв. до н.э. из Средней Азии племенами саков.
Водоёмы Зранки-Систана упоминаются в Зам-яште, гимне, посвящённом Хварну, то есть божественному сиянию славы, принадлежащему знаменитой династии Кавиев (Кеянидов):
Грозное Кавиевское Хварно, сотворенное Маздой, полное побед, высокодейственное, целительное, чудодейственное, приносящее способности, превосходящее иные творения, мы почитаем.
Которое последовало (за тем),
кто появится
из моря Кансаоя Хаэтумантовского,
с горы Ушиды,
окруженной разливом воды,
стекающих с гор.
К нему стекаются, к нему сбегаются
Хвастра и Хваспа,
Фрадата и Хваренгухаити,
прекрасная Уштаваити,
Урвада могучая, полная пастбищ,
Эрези и Заренумаити.
К нему стекается, к нему сбегается
Хаэтумант хварный,
вздымающий белые волны <...> (Яшт 19:65-67)
Море Кансаоя (Kąsaoy-) – это авестийское название озера Хамун. В среднеперсидскую эпоху озеро известно как море Каянсе – под влиянием имени династии Кеянидов. Это озеро или система озёр, берега которых обильно покрыты тростниковыми полями и зарослями прибрежных лесов, а водная гладь до сих пор кормит местных рыболовов, имеет особое значение для зороастрийцев. Согласно Авесте и пехлевийским источникам именно здесь появится Саошьянт – будущий спаситель мира. В водах озера, веками хранящего семя Заратуштры, искупается девушка по имени Виспатаурви («всепобеждающая»), которая станет матерью того, кто благодаря помощи Ахура Мазды победит зло в земном мире. Упоминается, что помощником Саошьянта станет Кай Хосров (авест. Кави Хаосравах) – это ещё одно подтверждение связи Кеянидов с озером в частности и Систаном в целом.
Гора Ушида (Ушидарена, «рассекающая зарю», пехл. Ушдаштар) часто упоминается как гора, где пророк Заратуштра обретал откровение от Бога. Это безусловно современная Кух-и Ходже, до сих пор почитаемая местным населением, уже в рамках ислама, как могила и источник ходжи Али Махди. Гора Ходжи – это одинокая базальтовая скала, возвышающаяся над низменностью Хамун на 150 м, единственная возвышенность на десятки километров вокруг, часто превращаемая водами озера в остров.
На острове расположены руины храмового комплекса, основанного в парфянское время, называемые ныне Кала-е Каферан («крепость неверных») или Кала-е Сам («крепость Сама»). Храм выстроен на давнем месте паломничества, рядом с одной из зороастрийских природных святынь.
Далее в тексте яшта упоминаются девять рек, стекающихся к Систанскому озеру. Эта же традиция отражена и в позднем Бундахишне, где у моря Каянсе также девять притоков.
Главный приток озера Хамун – Гильменд (Helmand), крупнейшая река региона, протянувшаяся более чем на тысячу километров от гор Гиндукуша. Авестийское название реки Haētumant «(река) с плотинами», современное название является пуштунским произношением того же слова. По преданию, плотины на реке сооружали Афрасияб и Манучехр. В нижнем течении Гильменд преодолевает засушливые области между пустыней Регистан и песчаной степью Марго (Дашт-е Марго) и разливается плодородной дельтой, рукава которой питают озёра Хамун. Основная протока питает водой район иранской столицы Систана – города Заболь, изливаясь в Южное озеро (Дарьяча-е Систан), вторая крупная протока, Сихсар (Парьян) течёт на север, в озеро Хамун-и Хельманд.
Другие, менее крупные притоки «моря Кансаоя» впадают в него севернее Гильменда. Из восьми имён, первые пять до сих пор можно найти на карте.
Авестийское название |
Значение имени |
Современное название |
Русская транскрипция |
Xwāstrā |
Добропастбищная |
Xāš-rōd |
Хаш-род |
Hwaspā |
Добролошадная |
Xūspas- rōd |
Хуспас-род |
Fradaθā |
Процветающая |
Farrāh- rōd |
Фаррах-род |
Xwarnaŋuhaiti |
Полная хварно |
Harrat- rōd |
Харрат-род |
Uštawaiti |
Полная блаженства |
Xoš-rōd |
Хош-род |
Названия других рек в нашу пору не сохранились. Это могут быть различные протоки в дельте Гильменда, Хаш-род и других рек, которые за прошедшие тысячелетия могли изменить своё течение и исчезнуть.
Урвада (Urwaδ-) означает «широкая», «ширь». Урвада «могучая, полная пастбищ», очевидно это один из разливов Гильменда. «О Фрасияге (т.е. Афрасиябе) говорится, что он загородил тысячу источников в море Каянсе, образующих места (для пастбищ) коней и верблюдов, и больших, и малых» (Бундахишн, ХХ)
Заренумати (Zarәnumati) – букв. «золотоносная». В Бундахишне говорится: «Среди источников – Зариноманд, который, говорят, (есть) река Хетменд (т.е. Зариноманд – одна из проток Гильменда)»
По поводу реки Эрези (Әrәzi-) можно сделать следующее предположение на основании свидетельств Бундахишна о реке «Рад, которую также называют Коир». Rad может быть персидским соответствием авестийскому Әrәzi-. Рад-Коир «вытекает из моря Каянсе и течёт к морю Верган». Здесь явно содержится указание на современное русло Сельгруд (Шиле), по которому в период паводков вода из переполненного озера Хамун изливается во впадину Гоуд-е Зерех, самое низкое место в Систанской впадине, представляющее собой солёное пересыхающее озеро. Обычно это озеро называется в Бундахишне «морем Фраздан».
Текст Яшта 19, посвящённого эпической традиции, отражённой в дальнейшем в Шахнаме, показывает значимость Систана уже в авестийские времена. По всей видимости именно в Систане правили Кеяниды и именно здесь Заратуштра провозгласил Благую Веру. Именно Систан был колыбелью зороастризма и иранского эпоса во времена составления Авесты. В последующую эпоху значение Систана не уменьшалось. Вторгшиеся в край во II в. до н.э. саки, давшие ему второе имя, долго придавали региону своеобразие, но в конечном итоге были персизированы, породив современное персо (таджико) язычное население Систана. Систан был родиной знаменитого парфянского рода Суренов, Шахнаме называет его вотчиной Рустама и его предков.
После завоевания Ирана арабами Систан долго оставался одним из центров зороастрийской религии. Край сильно пострадал при нашествии Тимура (XIV в), когда все зороастрийцы Систана были вырезаны кровожадным завоевателем. Но до сих пор население Систана сохраняет многие древние традиции.
Карта водоёмов Систана
Галерея
|
|
Озеро Хамун - море Кансаоя |
Озеро Хамун: вид на гору Ходже - авестийскую Ушиду |
Когда отступает вода
|
|
Озеро Хамун у Чахниме |
Закат на озере Хамун |
|
|
Вид на разливы озера с горы Ходже |
Руины зороастрийского храма на горе Ходже |
Зороастрийский храм вблизи
|
|
Гильменд - авестийский Хаэтумант |
В окрестностях Заболя |
|
|
Систан - страна озёр и рек |
Пастбища Урвады |
|
|
Заратуштра перед Кави Виштаспой |
Парфянский военноначальник Сурен, правитель Систана |