Русский Анджоман http://blagoverie.org/world/heritage/Azerbaijan/Khynalyg.phtml |
26 апреля 2024, 07.02.3762 ЗЭ |
За последние 1300 лет из-за постоянных преследований количество зороастрийских храмов в Большом Иране постоянно снижалось. Многие из них были были разрушены или превращены в мечети. В XIX-XX веках преследования зороастрийцев прекратились, но количество храмов огня с постоянно горящим огнём так и осталось прежним. Но сегодня, совместными усилиями зороастрийцев мира, ситуация начала меняться: забытые храмы огня получают новую жизнь.
Азербайджан – Страна Огней
Одной из стран, где некогда был распространён зороастризм, является Азербайджан. Самые ранние упоминания о зороастризме в этом регионе восходят к эпохе Сасанидов, которые основывали здесь храмы огня.
Из надписи верховного мобеда Картира (III в.) на «Каабе Зороастра» следует, что он учреждал священные огни в Закавказье и назначал жрецов служить им: «и вплоть до страны… Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот… тех магов и огней, что были в тех странах, я упорядочил, я не допускал совершать обиды и грабежи, и то, что было у них отнято, я также возвратил; и я привёл их в свою страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми».
Одной из необычных особенностей Азербайджана являются храмы огня с естественным пламенем от горения нефти и природного газа (метана). Самый известный из таких храмов огня («атешгях») находится недалеко от Баку, в Сураханы. Согласно традиции, атешгях построен в виде чахартага – четырёх арок, обращённых к сторонам света.
|
Атешгях с естественным огнём вблизи Баку (в виде «чахартаг») |
Известный парсийский учёный Дживанджи Джамшедджи Моди в своей книге «Maari Mumbai bahaarni sahel» («Мои путешествия за пределы Бомбея») писал об Азербайджане и его храмах огня с естественным пламенем:
«... В наших древних сочинениях есть упоминания о поклонении огню, бьющему прямо из земли. Среди всех разновидностей огня был особо описан один вид как горящий без топлива. Это и есть тот самый огонь из горящего месторождения природного газа, который горит день и ночь...
... В древние времена в этой стране было несколько атеш-кадэ с горящим природным газом, схожих с огнем из нынешнего храма в Баку и других мест.»
|
Дж. Дж. Моди в Баку. Фото из журнала «Maarif və mədəniyyət», ноябрь 1925 г. |
Руины одного из атешгяхов с естественным пламенем сохранились в горах, в 200 км от Баку, в 5 км от села Хыналыг Губинского района (координаты 41°12'33.7"N 48°05'57.3"E).
|
Горная дорога в село Хыналыг |
Хыналыг – труднодоступное село-заповедник в горах, расположенное на высоте 2200 метров и в 57 км от г. Губы. Большая часть территории покрыта субальпийскими и альпийскими лугами. Климат горный, прохладный; первые снегопады начинаются здесь уже в начале октября.
|
Село Хыналыг (вид с птичьего полёта) |
Несмотря на то, что хыналыгцы – мусульмане, их религиозные обычаи сочетают мусульманские и зороастрийские верования. Огонь до сих пор является объектом особого уважения.
|
Улица в Хыналыге |
Руины атешгяха расположенны в 5 км к западу от села и примерно на 1000 м выше на склоне горы Шах-даг. Благодаря этому хыналыгский атешгях является самым высоким храмом огня в мире. Согласно местной легенде, последнего служителя атешгяха звали Пир Джомард, «который жил 1000 лет назад».
О существовании в высокогорьях этой части Кавказа культовых сооружений, в основе которых присутствует зороастризм, упоминают различные авторы. Так, путешественник XVII века Адам Олеарий в своей книге пишет:
«...Эльбурс есть часть Кавказских гор, в области Табесеран, граничащей с Грузией, и высоты его очень хорошо видны с описанных сейчас гор. На этом Эльбурсе персы некогда держали свой неугасаемый огонь и поклонялись там ему; но теперь этого огня и его поклонников нет…, они удалились оттуда в Индию...» («Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1637 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, № 2. М. 1869, Книга четвёртая, гл. XX. О городе Шемахе и горах, лежащих около неё», стр. 466)
|
Гора Эльбурс на севере Ширвана, отождествляемая с горой Шахдаг |
Как следует из описания и карты, которую прилагает Олеарий (стр. 442-443), Эльбурсом он называл гору Шахдаг, и соответственно, речь идёт о естественных огнях, расположенных на её отрогах.
Священнослужитель Макар Бархударянц в 1893 г. приводит сведения о храмах огня в Ширване, в числе которых упоминается и хыналыгский:
«…багин (храм) был построен в Кубинском уезде близ села Хыналык у вулкана под названием Атешгях, где на древних остатках пришельцами из Индии были сооружены разные постройки» (М. Бархударянц. Страна Алуанк и её соседи. Тифлис, 1893 г., на арм. яз.)
Традиция строить храмы огня на вершинах холмов и гор известна с древних времен. Огонь Атар Гушнасп был помещён на горе Аснаванд в Атаропатакане (т. е. в Азербайджане). Зороастрийский обычай молиться в горной местности описан Геродотом в V в. до н. э. Один из таких древних горных храмов огня, также именуемый «атешгях», расположен вблизи Исфахана.
|
Атешгях на горе у Исфахана |
Руины другого храма огня, расположены на возвышенности Кух-е Хваджа в Систане и относятся к парфянскому периоду.
|
Святилище Кух-е Хваджа |
Как упоминалось в «Кисса-и Санджан», во время набегов мусульман парсийские священнослужители хранили огонь Аташ Бахрам на горе Бахрот.
|
Пещера в горе Бахрот, где огонь Ираншах хранили в течение 13 лет |
|
Руины атешгяха с естественным пламенем близ села Хыналыг |
По-видимому, хыналыгский атешгях расположен на месте залегания гидрата метана. Внешне гидрат выглядит как снег и легко распадается на метан, воспламеняющийся на воздухе, и воду. Поэтому возле атешгяха расположен небольшой родник.
|
Родник у атешгяха |
Этапы восстановления храма
В 2015 г. автор этих строк обратился во Всемирную зороастрийскую организацию (World Zoroastrian Organisartion) с проектом реконструкции хыналыгского атешгяха, который был одобрен и поддержан. После получения разрешения от Министерства культуры и туризма Азербайджана мы начали работу по восстановлению.
|
Автор у руин атешгяха, май 2016 |
Особенности горного климата позволяют проводить реконструкцию только в летнее время. Из-за труднодоступности атешгяха строительные материалы и инструменты доставлялись по извилистым и узким горным тропам. В соответствии с древней традицией, атешгях решено было возвести из природного камня в виде чахартага. Работы были начаты с расчистки площади застройки под фундамент.
|
Расчистка места под фундамент |
В соответствии с традицией, чахартаг был сориентирован по сторонам света.
|
Закладка фундамента. Открытое пламя закрыто валуном по соображениям безопасности |
Песок и природный камень доставляли с берега реки у подножия горы.
|
Разгрузка натурального камня |
В качестве связующего вещества использовали цемент.
Доставка цемента |
|
Непредвиденная поломка колеса при загрузке камня |
Место выхода пламени оградили с камнем, по аналогии с тандыром.
|
Бетонирование фундамента чахартага |
|
Установка угловых простенков |
Первые ряды кладки сохли целый день, после чего клали последующие ряды. Прямолинейность стен проверяли с помощью отвеса.
|
Угловые простенки (продолжение) |
Для основания арок использовали лист фанеры, согнутый в дугу, на который укладывали камни. Высота арки составила 2 метра. После укладки арки также должны просохнуть, чтобы набрать необходимую прочность.
|
Возведение арок |
Несколько раз процесс восстановления был осложнён стихией. Проливные дожди размыли дорогу, сделав проезд к атешгяху невозможным.
Завал дороги, перезагрузка |
Дожди были настолько сильны, что вызвали переполнение реки Гудиалчай. Выйдя из берегов, река разрушила мост, связывающий Хыналыг с цивилизацией.
|
Разлив реки Гудиалчай, переноска вручную |
Ремонтные работы заняли около двух недель, после чего работа была продолжена.
|
Стихийное бедствие во время восстановления |
Когда арочные стены были готовы, мы приступили к горизонтальному перекрытию с куполом в центре.
|
Возведение основания под купол |
Последним этапом является возведение центрального купола. В верхней части основания купола предусмотрены четыре отверстия для улучшения вытяжки продуктов сгорания природного газа. Из-за них пламя атешгяха вытягивается и становится более заметным издалека. Согласно ширванской архитектурной традиции, купол храма имеет пирамидальную форму.
|
Установка опалубки под купол |
Процесс строительства завершается благоустройством прилегающей территории и близлежащего родника.
|
Благоустройство прилегающей территории и родника |
Так на месте руин был восстановлен традиционный храм огня.
Строители храма – жители села Хыналыг. В центре – директор хыналыгского музея-заповедника Гасан Агаев |
Он служит напоминанием людям следовать добрым мыслям, добрым словам и добрым делам. Как сказано в «Дадестан-и меног-и храд» («Суждения духа разума»): «Какая земля счастливее?» Дух разума ответил: «...та, в которой устанавливают храмы огня...».
|
Хыналыгский атешгях после восстановления (октябрь 2016 г.) |
Статья о процессе восстановления в журнале WZO “Hamazor”, Issue 1 2017 (1)