Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Амордад.

07.02.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная \ Мир Благой Веры \ Наследие \ Авестийская география Версия для печати

Аирьошаяна: горы и реки

Помимо Географической поэмы Видэвдада географические сведения даёт, в частности, Мехр-яшт. Яшт посвящён почитанию Митры

 

Который первым из духовных язатов

поднимается через Хару

перед бессмертным

Солнцем быстроконным.

Который первый овладевает

украшенными золотом, прекрасными вершинами,

и оттуда обозревает всю

Аирьошаяну, могущественный.

 

Где смелые правители

выстраивают многочисленные войска,

где горы высокие

многопастбищные, богатые

растят корм для скота.

Где глубокие озера

стоят с волнующейся водой.

Где судоходные реки

устремляют широкое течение

в Ишкату, Поуруту, Моуру, Харою,

в Гаву-Сугду и Хваиризем. (Яшт 10:13-14)

 

Итак, Митра поднимается на гору Хару, из-за которой восходит Солнце и начинается день. Гора Хара, Хара Березаити, Хараити Барз (авест. hara- bərəzaiti-, haraiti- barz- «высокий источник», пехл. alburz) – Мировая гора авестийской традиции с пиком Хукаирья (hukairya- «добродетельная»), с которого начинается Мост Чинвад, ведущий в рай. То, что во всех зороастрийских источниках эта гора отождествляется с востоком, показывает, что её отождествляли с узлом величайших гор земли – Памира, Гиндукуша и Гималаев, расположенных на восток от иранской ойкумены.

 

В начале Зам-яшта в Авесте говорится о горах, выросших из земли, среди которых Хара Березаити, что протянулась на востоке, окружая всю землю, названа первой. Это же первенство Альбурзу отдаётся и Бундахишном. Второй горой названа Зередаза («Сердце») с горной цепью Мануша («Человеческая»), располагающиеся в том же регионе – на востоке. Как известно, на горе Мануша родился Манушчитра (manušciθra-) или Манучехр (перс. manučehr), потомок Траэтаоны/Феридуна, боровшийся с туранцами Франграсьяна/Афрасияба. Местом рождения Траэтаоны, победившего дркаона Ажи Дахаку, Географическая поэма называет Варену – современный Бунер в северном Пакистане, в предгорьях Гиндукуша. В позднюю эпоху вся эта топонимика вместе со своими эпическими героями и злодеями была пернесена в Западный Иран, и гора Мануш оказалась в цепи Падишхваргар, потом названной просто Эльбурс (т.е. Хара Березаити).

 

За высочайшими горными вершинами расстилается Аирьошаяна (airyō.šayana-) – «обиталище ариев», которую обозревает Митра. Это совокупность стран, населённых ариями, арийская ойкумена. Основными компонентами её ландшафта Мехр-яшт называет горы, озёра и реки.

 

Упомянутый нами Зам-яшт продолжает список гор, известных ариям, примерно пятьюдесятью именами. Большинство изз них уже невозможно отождествить с конркетными вершинами и горными хребтами, но, по всей видимости, все они принадлежат той же горной стране, что и Хара, и прежде всего горной системе Гиндукуша и его отрогов.

 

Гора Упаири-Саэна страны Ишката (iškatā- upairi.saēnā- «над (жилищем) птицы Саэна»), «покрытая снегом» – это среднеперсидский Апарсен (abarsēn), хребет Кох-е Баба (дари kōh-e bābā «Дедовская гора»), центральная и наиболее высокая часть Гиндукуша, где сходятся водоразделы всех основных речных систем региона – Кабула, Гильменда, Харе, Балхаба.

 

Эрезифья (ərəzifya-) – «Орлиная», отождествляется с горным хребтом Сафед-кох (дари safēd-kōh) отделяющем бассейны рек Харе и Мургаб, греческий Παροπαμισσός, Паропамис (хотя так у греков часто назывался и весь Гиндукуш).

 

Ваити-гаэса (wāiti.gaēsa-) – «Ветроволосая». Это горный хребет в области Бадгис (дари bādγīs, туркм. Bathyz), называемый ныне Банд-е Торкестан («Пояс Туркестана»), отделяющий бассейн реки Мургаб от потоков афганской провинции Фарьяб (то есть от авестийской Нисаи). Согласно Бундахишну, в древности горы были покрыты лесами: «Гора Вадгис – та, что у границы (с областью) Вадгис, и в той области полно строевого леса и деревьев» (гл. XII)

 

Затрагивая широкие реки Аирьошаяны, Мехр-яшт упоминает шесть областей, по которым текут эти реки, перечисляя их в особом порядке. Сначала называются две высокогорные области (Ишката и Поурута), затем две более низменные (Моуру и Харою), и в конце области в нижнем течении рек (Сугда и Хваиризем).

 

Ишката (iškata-) – вероятно «Вершина», страна в верховьях всех великих рек региона вокруг хребта Упаири-Саэна (Кох-е Баба)

 

Поурута (pouruta-) – «Поток», верховья реки Харе, горная область Гор или Гур (дари γōr) к югу от Эрезифьи-Паропамиса.

 

Моуру (mouru-) – «Луг», бассейн Мургаба, Мерв/Мары

 

Харою (harōyu-) – «Истечение вод», бассейн Харе-Теджена, Герат.

 

Гава-Сугда (gaw- suγδa-) – «Осёдлое поселение Согд», Согдиана, долина реки Зеравшан, в древности впадавшего в Амударью. Слово suγδa- вообще означает «сожжённый» = «очищенный огнём» > «очищенный». Таким образом согдийцы – это, вероятно, «чистые».

 

Хваризем (xwāirizəm) – Хорезм, оазис в низовьях Амударьи, раскинувшийся на её многочисленных дельтовых протоках, где иранская речь окончательно вымерла в XIII-XIV вв.

 

 

Галерея

Памиро-Гинудкуш - Хара Березаити

 

Кух-е Баба - Ишката Упаири-Саэна Долина Бамиана - Ишката

 

Верховья Харерода - Поурута Река Харе - Харою

 

Бадхызский заповедник в Туркмении Бадгис - Ваити-Гаэса

 

г. Герат - Харою р. Мургаб - Моуру

 

Кыз-кала - развалины древнего Мерва В Марыйском оазисе

 

Долина Кашкадарьи на пути в Согд р. Зеравшан - Сугда

 

В низвовях Зеравшана Амударья - река Хорезма

 

Низовья Амударьи Развалины Миздакана - древней столицы Хорезма


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 26.12.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта